Рост с перспективой загнуться о потолок
Эксперты не верят в полноту восстановления экономики и торговли
Промышленное производство в зоне евро в мае показало резкий рост во всех крупных экономиках, сильнее всего выпуск увеличился в Италии, тогда как в Китае вышедшая во вторник торговая статистика зафиксировала рост не только импорта, но и экспортных поставок — все это свидетельствует об улучшении внешнего спроса. Однако эксперты не спешат говорить о полноценном восстановлении экономики — опережающие индексы указывают на то, что уже в июле деловая активность замедляется.
Промпроизводство в зоне евро в мае по сравнению с апрелем выросло на 12,4%, в целом по ЕС — на 11,4%, при этом год к году спад составил 20,9% и 20,5% соответственно, сообщил Евростат. В апреле отмечался спад на 18,2% как в ЕС, так и в зоне евро. Самый высокий прирост был зафиксирован в Италии — на 42,1%, но этому предшествовал спад на 28,4% в марте и на 20,5% в апреле. Год к году самый существенный спад промпроизводства коснулся Словакии, Венгрии, Румынии, Португалии и Испании (больше чем на четверть), в Германии и Франции выпуск сократился на 23,1% и 24% соответственно.
В большинстве стран валютного блока очевидный спад начался в марте, усилился в апреле, а в мае производство перешло к увеличению выпуска.
Так, в Германии в марте показатель просел на 10,7%, в апреле — на 20,2%, в мае вырос на 9,7%, во Франции — упал на 17,2% и 21%, а затем показал рост на 20%.
Речь не идет о восстановлении экономики по V-траектории, полагают в ING Bank,— по сравнению с розничными продажами, которые в мае были лишь на 5,1% ниже, чем год назад, промпроизводство просело сильнее и будет восстанавливаться медленнее из-за нехватки заказов. Более того, резкий рост показателей может смениться выходом на плато уже в июле — в Германии опережающий индикатор ZEW (включает оценку финансистами состояния экономики) в этом месяце сократился впервые с февраля — до 59,3 пункта с 63,4 пункта в июне. «Изменения занятости и структурные изменения, которые последуют за кризисом, будут оказывать влияние на экономику и препятствовать полному восстановлению»,— ожидают в банке.
Тем временем китайская торговая статистика в июне также зафиксировала улучшение состояния экономики и повышение внешнего спроса — рост импорта в годовом выражении составил 2,7% (месяц к месяцу — 14,1%), тогда как еще месяц назад в годовом выражении он падал на 16,7%. Поставки из Китая год к году выросли на 0,5% в июне против падения на 3,3% в мае (месяц к месяцу рост составил 2,3%). «Учитывая сокращение экспорта различных медицинских товаров, рост показателя говорит о более широком улучшении внешнего спроса»,— отмечают в Capital Economics.
В ING Bank указывают на увеличение поставок одежды и обуви (вероятно, вызванное ростом спроса на фоне снятия ограничений в странах-импортерах), тогда как импорт в КНР вырос за счет ввоза зерна и соевых бобов на фоне наводнений, которые начались в июне.
Увеличение ввоза бобов отмечалось не только из США (как того требует первая фаза торгового соглашения двух стран), но и из Бразилии. Торговый профицит КНР в июне резко сжался, составив $46,2 млрд против рекордных $62,9 млрд в мае. При этом в банке не изменили прогноз по спаду китайской экономики во втором квартале на 3,1% год к году (в первом квартале, по данным официальной статистики, спад составил 6,8%).