В цементе не застывает ГОСТ
Нормы сертификации продукта хотят смягчить
Изменение в 2019 году ГОСТа по сертификации цемента, обязывающего теперь производителей проводить все операции через одно юрлицо, осложнило работу предприятий неполного цикла. Через бизнес-омбудсмена Бориса Титова участники рынка просят главу Минпромторга Дениса Мантурова скорректировать стандарты, предупреждая, что из-за нововведения в некоторых регионах нет смысла создавать цементные производства. Но для части игроков новый ГОСТ гарантирует защиту от иностранных конкурентов, чье появление может обрушить цены на цемент.
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов обратился к главе Минпромторга Денису Мантурову с предложением скорректировать изменения, внесенные в сентябре 2019 года в ГОСТ «Оценка соответствия. Правила сертификации цемента». Копия письма есть у “Ъ”. Согласно принятой тогда редакции ГОСТа, весь процесс технологического производства и фасовки цемента должен осуществляться одним юрлицом.
Как пишет господин Титов, это негативно влияет на формирование конкурентной среды, устанавливая преференции для некоторых предприятий полного цикла.
Цель сертификации цемента — подтверждение качества и безопасности, которые не зависят от поставщиков отдельных типов сырья, отмечается в документе.
Поводом для письма бизнес-омбудсмена стало обращение ООО «Краснокаменскпромстрой» — совместного предприятия российской корпорации «Мосстройтранс» и китайской «Мэнси». Владелец «Мосстройтранса» Мераби Чочуа пояснил “Ъ”, что партнеры в равных долях с 2017 года финансируют на территории ТОСЭР Краснокаменск (Забайкальский край) строительство цементного завода неполного цикла. В его состав войдут непосредственно зоны производства и фасовки цемента, а клинкер (первичный продукт производства цемента) предприятие планировало закупать.
По словам господина Чочуа, строительство завода обходится примерно в 1 млрд руб., а затраты на организацию полного цикла, включающего создание клинкера, превышают 6–7 млрд руб. «Мы приостановили реализацию проекта до получения разъяснений от властей»,— указывает он. Бизнесмен добавляет, что участие в соглашении принимает также правительство Забайкальского края: в регионе нет собственного цементного производства, и из-за логистических расходов стоимость продукта оказывается слишком высокой.
В Минпромторге заявили “Ъ”, что письмо Бориса Титова пока не поступало. Там добавили, что сейчас цементные предприятия неполного цикла (так называемые помольные установки) не могут пройти сертификацию цемента, но имеют возможность оказывать услуги компаниям полного цикла на основе долгосрочных контрактов.
В субъектах РФ нет ограничений для производства качественного цемента, а существующие меры направлены на борьбу с контрафактом, настаивают в министерстве.
Однако собеседник “Ъ” на рынке цемента утверждает, что после изменения ГОСТа с проблемами столкнулись не менее пяти регионов — это субъекты РФ, где исторически нет своего сырья и работали только помольные установки. Он объясняет, что основная цель новой меры — максимальное ограничение импорта. «В условиях большого профицита мощностей российские предприятия не будут продавать другим свой клинкер, это могут делать только зарубежные игроки. Но их приход в Россию приведет к обрушению цен и бизнеса местных компаний»,— объясняет источник “Ъ”. По данным СМПРО, по итогам 2019 года общая мощность российских цементных предприятий была 103 млн тонн, а объем потребления — только 57,9 млн тонн.
Коммерческий директор «Лафарж Холсим» Екатерина Молодцова считает, что текущая формулировка ГОСТа ограничивает эффективность существующих мощностей по производству клинкера и цемента. «Возможность продавать клинкер позволит создать новые рыночные перспективы для производителей полного цикла и будет способствовать формированию конкурентной среды для более мелких игроков»,— говорит она. Госпожа Молодцова считает целесообразным введение обязательной сертификации для конечных продуктов на основе цемента: бетонных смесей, сухих строительных смесей, бетонных и железобетонных изделий. В Союзцементе высказались в поддержку текущей ситуации, указывая, что поставки цемента из-за рубежа выступают источником контрафактной продукции.