Квартиры бизнес-класса ощутили господдержку

Жилье этого сегмента оказалось устойчивым к кризису

Падение продаж на рынке новостроек бизнес-класса в Москве оказалось менее выраженным, чем в массовом и премиальном сегментах. Участники рынка связывают это с внедрением льготной ипотечной программы и формальным ростом доли проектов бизнес-класса в общей структуре предложения. Но консультанты не советуют девелоперам, работающим в этом сегменте, расслабляться: именно их аудитория пострадала от кризиса сильнее других.

Сегмент новостроек бизнес-класса в Москве оказался наиболее устойчивым к кризису. Согласно данным Knight Frank, суммарно по итогам первого полугодия в этом классе было реализовано 6,7 тыс. квартир и апартаментов — это только на 10% ниже аналогичного показателя прошлого года. Аналитики «Метриум» оценивают падение числа зарегистрированных договоров долевого участия (ДДУ) в проектах бизнес-класса в 13%. При этом в массовом сегменте число сделок за первое полугодие сократилось на 26%, а в премиум-сегменте — на 37%.

В Knight Frank указывают, что около 60% сделок за первое полугодие на рынке бизнес-класса было заключено в первые три месяца года, затем основным фактором снижения спроса стали введенные городскими властями ограничения на фоне распространения COVID-19.

Директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова отмечает, что часть потенциальных покупателей приняла решение отложить сделки до стабилизации ситуации. Но позитивным фактором для рынка эксперт называет программу субсидирования ипотечных ставок до 6,5%. На этом фоне по ее оценкам доля сделок с привлечением кредитов в сегменте бизнес-класса по итогам полугодия выросла с 39% до 49%.

Коммерческий директор А101 Анна Боим называет дополнительным фактором, стимулирующим продажи, увеличение доли бизнес-класса в общей структуре новостроек. Она приводит в пример Новую Москву, где в этом сегменте экспонируется уже 46% доступных лотов. Коммерческий директор группы «Родина» Ксения Юрьева отмечает, что динамика между массовым сегментом и бизнес-классом все больше размывается: при выборе жилья покупатели уже ориентируются не на класс проекта, а на локацию, транспортную доступность, соотношение цены и качества. При этом формально активность девелоперов проектов бизнес-класса не выросла: по оценкам Knight Frank, за первое полугодие они вывели на рынок 4 тыс. лотов, что соответствует аналогичному значению прошлого года.

Управляющий партнер «Метриум» Мария Литинецкая уверена, что расслабляться застройщикам не стоит, сейчас этот сегмент наиболее уязвим. «Кризис ударил в первую очередь по покупательской аудитории именно этого жилья»,— рассуждает она.

Позитивной динамики эксперт ждет лишь в проектах, которые по своим характеристикам и стоимости приближаются к массовому сегменту: здесь позитивный эффект может оказать программа субсидирования ипотеки.

Именно в этом сегменте госпожа Литинецкая ожидает дальнейшего роста цен. В целом с начала года по ее оценкам средняя стоимость новостроек бизнес-класса в Москве выросла на 7% и достигла 259 тыс. руб. за кв. м.

Позитивной динамики за счет ипотеки ждут и застройщики. Директор по маркетингу Level Group Александра Мамохина отмечает, что за счет расширения лимита стоимости приобретаемого жилья до 12 млн руб. доля лотов массового сегмента, попадающих под льготную программу, выросла с 85% до 95%, а бизнес-класса — с 65% до 80%. Но Ксения Юрьева ждет, что девелоперы пока займут выжидательную позицию, зафиксировав цены в проектах на летний период. Эксперт объясняет, что, несмотря на то что сейчас на рынке отмечается всплеск спроса, его природа до конца непонятна: продиктован он именно новой льготной ипотечной программой или на рынке реализуются отложенные на время ограничений на передвижения сделки.

Александра Мерцалова

Вся лента