Состоятельные клиенты «Сбербанка Первого» в период пандемии повысили свою финансовую активность и сократили траты

Статистика банка показывает, как пандемия коронавируса изменила предпочтения богатых людей

Векторы финансовых операций поменялись

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

По официальным данным, с начала года, включая период коронакризиса, клиенты «Сбербанка Первого» активно инвестировали в фондовый рынок, докупали валюту, использовали удаленные каналы для совершения операций и принимали участие в онлайн-мероприятиях. Инвестиционный портфель «Сбербанка Первого» по стране еще в начале года превысил триллион рублей, а к концу июня вырос на 14%.

Примечательно, что значительный рост активности среди состоятельных клиентов «Сбербанка Первого» наблюдался в самый нестабильный период на рынке - с марта по май 2020 года. Статистика финансовых сделок состоятельных клиентов Центрально-Черноземного банка аналогична статистике Сбербанка в целом. По сообщению пресс-службы банка, количество клиентов, совершающих операции с ценными бумагами, выросло на треть, что привело к росту числа сделок на брокерских счетах в 3,3 раза. Интересно, что клиенты проявили в этот период больший риск в рублевых инвестициях: более чем в 3 раза вырос объём покупок акций по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. А вот с облигациями - ситуация обратная: объём покупок упал на 25%. С валютными вложениями клиенты вели себя более консервативно – валютных облигаций приобрели на 25% больше, чем акций.

Рост курса USD в марте вызвал всплеск объема конверсионных операций: валюту больше продавали, чем покупали. С апреля интерес к валютообменнным операциям начал снижаться.

Пандемическая экономия

За время пандемии траты клиентов «Сбербанка Первого» сократились в два раза. Еще в январе на туризм и транспорт клиенты расходовали до 20% средств, на рестораны - 15%, а в период самоизоляции расходы на самые популярные категории: «туризм», «рестораны», «одежда» резко снизились в силу недоступности или опасений инфицирования.

Сложился новый тренд: во время самоизоляции траты на продукты питания стали занимать треть расходов, что нехарактерно для премиального сегмента клиентов банка. Состоятельные клиенты также больше внимания стали проявлять к обустройству жилья и совершенствованию быта – приобретали технику, товары для дома и ремонта. Наибольшей популярностью пользовались продукты фирмы BORK и Miele.

Однако уже в июне, с началом снятия режима самоизоляции, привычные до пандемии траты на категории «туризм/транспорт», «одежда», «красота», «рестораны» не просто восстановились в прежних объемах, а увеличились в два раза.

Премьер-сегмент предпочел «Сбербанк Онлайн»

Режим самоизоляции сократил клиентопоток в офисы вдвое. Клиенты более активно стали использовать мобильное приложение. Даже самая консервативная часть состоятельных клиентов «Сбербанка Первого» теперь больше половины операций проводит в «Сбербанк Онлайн».

Такой переориентации, несомненно, способствовало совершенствование сервисов Сбербанка. К примеру, «Сбербанк Первый» для своих клиентов увеличил лимиты переводов в мобильном приложении. Используя биометрическое подтверждение, в течение дня можно переводить до 5 млн рублей. Благодаря этому нововведению доля переводов через «Сбербанк Онлайн» свыше 1 млн рублей увеличилась в 4 раза.

Общение и обучение в новом формате

Клиенты «Сбербанка Первого» в период режима самоизоляции оценили возможности онлайн-площадок банка не только для финансовых операций, но и для общения друг с другом, обучения.

«Клуб Первых», объединяющий 330 предпринимателей и топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса, еще в марте перевел все мероприятия в онлайн. В этом формате прошло более 10 вебинаров на самые актуальные для клиентов темы: перевод бизнеса в дистанционный формат; юридические аспекты ситуации, включая взаимоотношения с арендаторами; инвестиции в стартапы; развитие лидерских качеств и другие.

Проект F1RST TALK, ориентированный не только на клиентов «Сбербанка Первого», но и доступный самой широкой аудитории, вышел в июне в новом формате на телеканале РБК. Теперь это публичные дискуссии с экспертами на тему инвестиций. В первом выпуске Олег Вьюгин, председатель Наблюдательного совета Московской биржи, Андрей Шеметов, вице-президент Сбербанка, руководитель Департамента глобальных рынков, и Эмин Агаларов, первый вице-президент Группы компаний Crocus Group, рассказали о своем опыте, поделились инсайтами и инструментами грамотного инвестирования в ценные бумаги.

Возросло число участников и образовательных программ от «Академии Первых», где спикерами и преподавателями выступают владельцы и первые лица компаний. В июле состоялся очередной интенсив — «Как трансформировать бизнес в условиях изменившегося цифрового мира».

По свидетельству пресс-службы ЦЧБ, перевод всех мероприятий в онлайн позволил региональным клиентам «Сбербанка Первого» активнее использовать предлагаемые форматы и сервисы.

Вся лента