Вечное путешествие
Татьяна Сорокко о коллекционировании драгоценностей
История Татьяны Сорокко уникальна. Родилась в закрытом городе Арзамас-16, родители были учеными-физиками, переехала в Москву и, недолго проработав моделью, уехала в Париж, где стала одной из первых русских топ-моделей, построивших головокружительную карьеру на Западе в 1990-х годах. Татьяна работала с Yves Saint Laurent, Chanel, Oscar de la Renta, Christian Dior, Givenchy и другими домами моды — ее красота до сих пор вдохновляет дизайнеров и художников. Сегодня Татьяна — журналист, историк моды, галерист и обладательница внушительной коллекции ювелирных украшений — живет в Сан-Франциско вместе с мужем Сержем Сорокко. «Коммерсантъ. Стиль» поговорил с легендарной топ-моделью о том, как относиться к драгоценностям как к искусству и стать коллекционером без серьезных финансовых вложений.
— Когда вы начали собирать драгоценности?
— Когда только начинала работать моделью. Я, девочка из СССР, не знакомая с мировой банковской системой, перевозила заработанные деньги из страны в страну. Мой агент Мэрилин Готье однажды сказала мне: «Что ты делаешь? Пойди лучше купи себе украшения» — и отвела меня вместе с Наоми Кэмпбелл в миланский бутик антикварных украшений Pennisi на Виа Манзони. Там я купила свои первые украшения. С тех пор каждый сезон я возвращалась из Парижа или Милана с каким-то сокровищем. Одними из первых я купила французские серьги XIX века с изумрудами. Самые лучшие драгоценности для меня те, которые покупаешь себе сама, по вдохновению.
— В чем для вас смысл коллекционирования драгоценностей?
— Я считаю, что инвестиция не самое главное. Украшения можно купить недорого, особенно антикварные. Они как детские открытки или рисунки. Это наши воспоминания, это частицы истории, которые мы храним и украшаем ими свою жизнь. Я никогда не любила массовые марки, не обращала внимания на караты. Я покупаю драгоценности из-за их красоты, уникальности и истории и, поэтому, особенно люблю антиквариат. Еще я считаю, что украшения, которые мы коллекционируем, находятся у нас во временном хранении. Потом нужно правильно определить их дальнейшую судьбу — либо передать в музей, либо людям, которых ты любишь, чтобы эти легенды и истории продолжали жить.
— А есть ли современные бренды, которые, на ваш взгляд, заслуживают внимания?
— Старинный венецианский ювелирный дом Codognato. Первое его украшение я купила в 1992 году, когда мы с мужем впервые приехали в Венецию. Это был массивный золотой браслет в виде змеи (похожий носила Элизабет Тейлор). На сегодняшний день, у меня одна из самых серьезных коллекций украшений от Codognato. Если вы покупаете эти драгоценности, вы негласно вступаете в эксклюзивный клуб. Их покупали Мария Каллас, Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, Лукино Висконти, Коко Шанель. Основная тема, которой посвящены драгоценности Codognato,— древняя культура Memento Mori. Сегодня эта латинская фраза («помни, что ты смертен») означает, что жить надо в полную силу и ценить каждый день и час. Поэтому, в украшениях этого ювелирного дома часто появляются символы, напоминающие о смерти: черепа, песочные часы, гробы, скелеты, змеи. Эти драгоценности всегда служат поводом для интересной беседы.
— Расскажите о самых необычных украшениях Codognato из вашей коллекции.
— У меня есть знаменитая подвеска-гроб, где лежат уже превратившиеся в скелеты король и королева. Этот символ связан с одной из средневековых идей алхимии — «королевский брак», соединение противоположностей. Другое интересное колье — со старинными подвесками XVII и XVIII веков. Самая нижняя принадлежала Марии-Антуанетте. Там есть ее вензель, а внутри спрятано письмо. Я никогда не открывала его, потому что боюсь испортить. Еще одно легендарное украшение — огромный кулон, похожий на смерть в клетке. Оказалось, что это миниатюрная копия гробницы итальянского архитектора XVII века Джованни Баттиста Джизлени. Она находится в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Он сам при жизни спроектировал ее.
— Есть ли еще современные ювелиры, которые вам нравятся?
— Украшения, которые делает греческая художница София Вари, похожие на ее скульптуры, массивные и необычные. Еще я люблю творения ювелира Джеймса Таффена де Живанши, племянника Юбера де Живанши, для его марки Taffin. Он работает с драгоценными и полудрагоценными камнями, с кристаллами, со стеклом. Также мне нравятся украшения Петра Аксёнова, который продолжает русские ювелирные традиции. Безусловно, стоит упомянуть Джоэля Розенталя и его бренд JAR. Я люблю кутюр и считаю, что после карантина индивидуальность будет особенно цениться.
— Как вы подбираете драгоценности к своим образам в повседневной жизни?
— Я ношу украшения каждый день. Знаете, Коко Шанель однажды сказала, что когда выходишь из дома, стоит посмотреть в зеркало и снять с себя что-то. Я, наоборот, всегда добавляю еще одну вещь. Вот, например, мои антикварные кольца с итальянской микромозаикой. Я надеваю их все на одну руку, на каждый палец, а на другую руку — кольца с инталиями из сердолика или с черным ониксом. Кольца я часто делаю из брошей — это мое ноу-хау. Еще я обожаю тиары. Элизабет Тейлор говорила, что у каждой женщины должна быть хотя бы одна тиара. У меня их больше чем одна. Наиболее интересная — тиара конца XIX века с подвижными цитринами. Есть тиара из платины и бриллиантов конца XIX века, в которой дочь моего мужа выходила замуж. Она разбирается на несколько брошей-звездочек. Летом я ношу сицилийскую коралловую тиару, которая отлично смотрится с расшитыми кафтанами.
— Расскажите о ваших последних приобретениях.
— Сейчас я практически не покупаю одежду последних коллекций, а украшения, напротив, продолжаю приобретать. Моя последняя покупка — комплект из двух тиар и брошей с камеями. Эти камеи в XIX веке аристократы привозили из своих поездок по Европе. Камеи хранят истории, связанные с образами античности. Каждая из них неповторима. Кстати, сейчас камеи можно приобрести по вполне доступным ценам. Еще одно мое недавнее приобретение — это шотландский агатовый крест XIX века. Он выглядит современно и стильно. Кстати, когда студенты мне задают вопросы о стиле (Татьяна Сорокко читает лекции в Академии Искусств в Сан-Франциско.—«Коммерсантъ Стиль»), я советую не фиксироваться на новейшей моде, на сумках и других аксессуарах. На сегодняшний день это все не имеет значения. Достаточно отсидеть несколько месяцев на карантине, чтобы вспомнить, насколько мода поверхностна. Когда у вас есть роскошные украшения, можно носить самую простую одежду и выглядеть потрясающе.
— Что вы посоветуете начинающим коллекционерам?
— Украшение прежде всего должно отвечать вашему вкусу. Важны не караты, а разговаривает ли драгоценность с вами на одном языке. Это как с искусством, когда люди выбирают сердцем, а не размышляют, вырастет ли картина в цене. Еще нужно понимать, что вам идет, потому что ювелирное украшение должно дополнять. Стоит смотреть аукционы, но не покупать вслепую. Иногда драгоценности можно купить по приемлемой цене, но чтобы быть способным видеть ценные вещи, нужно постоянно заниматься самообразованием. Любознательность — основополагающее качество любого коллекционера. Для меня поиск нового украшения — это всегда приключение. Также важно общаться с профессионалами. Если вы покупаете даже недорогое кольцо, вы будете удивлены, что может вам рассказать его продавец. Когда вы приобретаете вещь с интересной историей, эта история становится вашей. Вот например Джованни Баттиста Джизлени, автор своей гробницы в Санта-Мария-дель-Пополо, которая стала вдохновением для моего кулона от Codognato, жил в Польше и построил там монастырь. Теперь мне надо поехать и посмотреть этот монастырь, потому что я чувствую свою причастность к истории этого человека. Это вечное путешествие.
— Есть ли какие-то семейные истории, связанные с вашими украшениями?
— Одна история связана с гранатовыми браслетом и серьгами, которые мне подарил муж. Мы увидели эти украшения в ювелирном магазине на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. Они мне очень понравились, но тогда казались слишком дорогими. Когда через несколько месяцев мы вернулись в тот бутик, оказалось, что украшения уже проданы и находятся в музее. Однажды ко мне в Париже подошел редактор американского Vogue Хэмиш Боулз и сказал: «Ну конечно, я их видел в Метрополитен-музее, как я мог это пропустить!» Я была удивлена, но не стала уточнять, что он имеет в виду. Позже на Рождество я обнаружила среди подарков тот самый гранатовый комплект. Браслет был действительно показан в Метрополитен-музее на выставке, посвященной творчеству художника Жана Огюста Энгра. Именно это украшение изображено на портрете мадам Муатесье, который находится в Лондонской национальной галерее. Мой муж уже купил тот комплект, когда музей попросил одолжить браслет для выставки. Он разрешил, но беспокоился, что я узнаю о своем рождественском подарке раньше времени. Поэтому он пошел на выставку со мной и в определенный момент сам специально развернул меня, чтобы я не увидела этот браслет в стеклянной витрине. Там стояла подпись, что украшение передано на выставку Татьяной Сорокко. Именно это Хэмиш и пытался мне рассказать, а мой муж тогда очень переживал, что он мог испортить ему сюрприз.