За Ивана Сафронова поручились коллеги
Мосгорсуд рассмотрит жалобы на арест обвиняемого в госизмене
16 июля Мосгорсуд рассмотрит жалобы на арест советника главы «Роскосмоса», бывшего корреспондента газет «Коммерсантъ» и «Ведомости» Ивана Сафронова, обвиняемого ФСБ в госизмене. Апелляцию, как и сам арест, гособвинение рассчитывает провести в закрытом для СМИ режиме. Защита журналиста полагает, что это противоречит базовому принципу гласности судебного производства. Тем более что поручиться за Ивана Сафронова решили десятки его бывших коллег.
Лефортовский райсуд арестовал Ивана Сафронова 7 июля, заседание прошло в закрытом режиме. На удалении из зала двух десятков журналистов и прекращении видеотрансляции слушаний настаивали следователь ФСБ Александр Чабан, ведущий это расследование, и представитель Генпрокуратуры. Защита уже на следующий день обжаловала судебное решение, и утром 16 июля Мосгорсуд рассмотрит эти жалобы. Стоит отметить, что авторы жалоб, давшие ФСБ подписки о неразглашении, отказались показать их тексты, опасаясь санкций со стороны следствия. Как отметил один из защитников, «не хочется рисковать на ровном месте».
Однако, как стало известно “Ъ”, никаких ссылок на материалы дела о госизмене (ст. 275 УК РФ) в жалобах не содержится.
В них адвокаты, в частности, ссылаются на нарушение Лефортовским судом базового принципа правосудия — гласности судебных заседаний. Как отмечается в жалобе, одним из доводов для удаления журналистов послужили утверждения следователя Чабана о том, что из материалов, представленных в суд, можно понять планируемые следствием действия, а это нарушает тайну следствия и помешает идущему расследованию. Однако подобных отсылок в материалах не оказалось, а значит, удаление журналистов противоречит законодательству, настаивает защита.
Также, напоминают адвокаты, судья во время слушаний обязан проверять обоснованность подозрений следствия в отношении задержанного — Иван Сафронов 7 июля как раз находился в статусе подозреваемого. Однако суд фактически проигнорировал это требование, обосновав законность претензий к Ивану Сафронову самим фактом возбуждения в отношении него уголовного дела.
Cогласно Уголовно-процессуальному кодексу, арест подозреваемого возможен лишь в исключительных случаях, а следствие, настаивая на нем, должно обосновать свои даже стандартные аргументы о том, что подозреваемый может скрыться, уничтожить улики, продолжить заниматься противоправной деятельностью и т. д. Однако судья Сергей Рябцев не потребовал никаких доказательств от господина Чабана, не дав заодно защите собрать необходимый пакет документов для ходатайства об избрании доверителю меры пресечения, исключающей его содержание в СИЗО,— домашнего ареста или залога.
Кого судили и как наказывали за госизмену
Напомним, что заседание суда началось спустя несколько часов после задержания Ивана Сафронова. Это достаточно редкий случай в судебной практике, и адвокаты журналиста просили отложить его на 72 часа, в том числе для сбора характеризующих его материалов.
Теперь материалов, характеризующих Ивана Сафронова, предостаточно.
В его поддержку выступили сотни людей, в том числе политики, артисты и журналисты. Многие из них готовы стать поручителями при изменении меры пресечения на любую, не связанную с содержанием под стражей.
Именно это исключит возможность оказания давления на него в СИЗО в ходе расследования, а открытость процесса обеспечит общественный контроль за этим делом.