С лизинга сняли евразийскую комиссию
Суд ЕАЭС разрешил реформировать отрасль
На пути реформы лизинговой отрасли, продвигаемой Минфином и ЦБ, убрано основное препятствие. Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подтвердил возможности пруденциального регулирования лизинговой отрасли со стороны Банка России. Прежние нарекания к реформе со стороны Евразийской экономической комиссии затормозили ее на полтора года. Однако при рассмотрении зависшего законопроекта в Госдуме участников рынка и ведомства все еще ждут баталии по поводу конфигурации регулирования.
Суд Евразийского экономического союза опубликовал 15 июля консультативное заключение по заявлению России о разъяснении ряда положений договора о ЕАЭС касательно регулирования лизинговой деятельности. Большая коллегия суда ЕАЭС пришла к выводу, что лизинговые услуги относятся к финансовым услугам, введение страной—членом союза пруденциального регулирования лизинговой деятельности соответствует договору, а установление особенностей налогообложения прямыми налогами относится к компетенции государств—членов ЕАЭС.
Реформа лизинговой отрасли была начата ЦБ совместно с Минфином в 2016 году. Поправки в отраслевой закон были внесены в Госдуму в конце 2018 года и приняты в первом чтении полтора года назад. В частности, они предполагают регулирование лизинговой деятельности со стороны ЦБ, установление требований к капиталу лизинговых компаний, составление ими аудированной отчетности, создание отраслевых саморегулируемых организаций и т. п.
В прошлом году работа над законопроектом была заблокирована наднациональным регулирующим органом ЕАЭС Евразийской экономической комиссией. По мнению комиссии, предложенный законопроект «не просто определяет порядок применения мер господдержки в лизинговой отрасли, а по факту предлагает ввести новые меры по допуску на этот рынок» (см. “Ъ-Лизинг” от 3 декабря 2019 года) или, например, лизинг является нефинансовой услугой, уточнял советник первого зампреда ЦБ Сергей Моисеев.
Российская сторона в лице Минюста запросила суд Евразийского экономического союза о разъяснении положений договора о ЕАЭС для подготовки законодательного регулирования лизинговой деятельности в России. В частности, министерство отмечало, что необходимость пруденциальных мер в отношении лизинговой деятельности объясняется в том числе целями защиты прав физлиц и индивидуальных предпринимателей при заключении договоров лизинга, а также ссылалось на опыт Армении и Белоруссии, где регулирование лизинговой деятельности отнесено к компетенции центральных банков.
В результате большая коллегия суда, по сути, признала лизинг финансовой услугой и подтвердила возможности России по пруденциальному регулированию лизинговой деятельности.
«Решение суда ЕАЭС позволит продолжить работу по принятию законопроекта»,— довольны в Банке России. В Минфине заявили, что планируют подготовить соответствующий законопроект для принятия во втором чтении в осеннюю сессию. «В долгосрочной перспективе принятое решение также позволит правительствам государств-членов союза разрабатывать и реализовывать согласованную государственную политику на рынке лизинга. Кроме того, это будет способствовать продолжению дальнейшей работы по повышению прозрачности лизинговой отрасли в России и защите прав потребителей лизинговых услуг»,— также отметил замминистра финансов Алексей Моисеев. У российской стороны появилась возможность «вернуться к обсуждению необходимости осуществления контрольно-надзорных функций в отрасли, а также определения широты контрольных полномочий и ведомства, которое будет их реализовывать», указывает заместитель главы Минэкономики Илья Торосов. Но одновременно подчеркивает, что регулировать отрасль должен Минэк, а не ЦБ (см. “Ъ” от 13 мая).
В связи с решением суда ожидают возобновления реформы и в лизинговых компаниях. Впрочем, не все довольны разрешением вопроса. Последствиями могут стать «введение пруденциального контроля со стороны ЦБ, ограничение рынка и удорожание ставок для конечного потребителя», считает руководитель управления госрегулирования, комплаенс и авторизации ГК «Альфа-Лизинг» Римма Иващук. «В таком регулировании есть преимущества и для потребителей лизинговых услуг, так как регулирование позволит выявлять и пресекать мошеннические действия псевдолизинговых организаций, и для добросовестных игроков рынка»,— не согласны в «Европлане».