Тайцы дуют на молоко
CP Foods хочет выйти на российский рынок с партнером
Растущее производство сырого молока в России и начавшееся насыщение внутреннего рынка заставляет иностранных инвесторов быть осторожными. Так, тайская CP Foods, планировавшая вложить $1 млрд в молочный бизнес в стране, теперь обсуждает выход на рынок только в партнерстве с локальным игроком. Сотрудничество уже обсуждалось с холдингом «Эконива» Штефана Дюрра. Если партнера найти не удастся, CP Foods может отказаться от инвестиций в производство молока в РФ, сконцентрировавшись на мясном бизнесе.
О том, что CP Foods (входит в тайский конгломерат CP Group) рассматривает возможность выхода на российский молочный рынок в партнерстве с местным крупным игроком в отрасли, рассказал источник “Ъ”, знакомый с планами компании. По его словам, сейчас идут переговоры, но они могут завершиться и без результатов. Собеседник “Ъ” не раскрыл имя потенциального партнера CP Foods.
Основной владелец крупнейшего производителя молока в РФ холдинга «Эконива» Штефан Дюрр заявил “Ъ”, что компания обсуждала создание совместного предприятия с CP Foods. Но переговоры ничем не завершились. По данным другого источника “Ъ”, знакомого с планами тайской компании, сегодня та рассматривает возможность выхода на российский молочный рынок исключительно в партнерстве с локальным игроком.
В России компания производит комбикорма, управляет комплексами по производству свинины в Московской, Липецкой, Калужской и Курской областях и птицефабриками под Санкт-Петербургом. Выручка CP Foods в 2019 году — около $17 млрд по текущему курсу, следует из отчетности.
О намерении инвестировать в производство молока в стране CP Foods заявляла еще в 2016 году. Тогда совместно с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и китайской Banner Dairy CP Foods хотела вложить $1 млрд в строительство молочного комплекса. Годом позже компания решила начать инвестиции в отрасль со скупки действующих предприятий, писала газета «Ведомости». Но о сделках с тех пор не сообщалось. В РФПИ от комментариев отказались.
Партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям АПК PwC в России Михаил Фролов отмечает, что выход иностранных компаний на российский рынок в партнерстве с местными структурами — наименее рискованный вариант. Это позволяет иностранным игрокам быстро сориентироваться на рынке РФ в специфике работы с поставщиками, дистрибуции, нормативного регулирования, а также форм господдержки, что наиболее актуально для АПК, перечисляет он. По словам эксперта, чаще всего партнерства сводятся к созданию совместных предприятий, при это взносом в капитал могут выступать не только денежные средства, но и технологии, патенты, бренды.
Производство сырого молока в России растет. По оценкам Национального союза производителей молока «Союзмолоко», по итогам 2019 года выпуск товарного сырья увеличился на 4,4%, до 22,5 млн тонн, обновив рекорд 2014 года по приросту производства и достигнув нового исторического максимума. За первые четыре месяца этого года производство сырого товарного молока выросло на 8,1%, до 5,4 млн тонн.
Начальник центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко говорит, что первые признаки начала насыщения российского рынка сырого молока уже становятся видны в этом году. По итогам полугодия производство сырья растет примерно на 5%, тогда как падение платежеспособного спроса из-за кризиса негативно влияет на потребление готовой молочной продукции, отмечает она. Тем не менее, подчеркивает аналитик, говорить о приостановке инвестиций в отрасль преждевременно.
По словам источника “Ъ”, если CP Foods не удастся договориться о сотрудничестве с местным игроком, компания может вообще отказаться от вложений в молочную отрасль в РФ. Несмотря на крайне привлекательный молочный бизнес в России и его поддержку властями страны, наш основной бизнес в стране — это птицеводство, свиноводство и переработка мяса, заявили “Ъ” в российском офисе CP Foods. Там не исключают, что сконцентрируются в РФ только на вышеперечисленных сегментах.