Чиновничий футбол
За президента России рестораторам, отельерам, владельцам салонов красоты и турфирм ответил зампред комитета Смольного
Открытое письмо петербургских рестораторов, отельеров, хозяев туркомпаний и салонов красоты президенту России Владимиру Путину с претензиями в адрес Смольного не привело к каким-то результатам. Кремль переадресовал его в администрацию города, которая в очередной раз отказалась анонсировать свои планы по снятию ограничений. Участники рынка считают позицию местных чиновников непоследовательной и предупреждают, что продолжительный простой грозит массовым закрытием предприятий сферы услуг и гостеприимства.
Смольный по поручению Управления президента РФ по работе с обращениями граждан отреагировал на письмо представителей сферы услуг и туризма, которое пожаловались Владимиру Путину на отсутствие в Петербурге дорожной карты по снятию ограничений. В документе за подписью зампреда комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александра Ситова (есть у “Ъ-СПб”) сказано, что для возобновления деятельности предприятий необходимо устойчивое снижение числа заболевших и отсутствие осложнений санитарно-эпидемиологической обстановки. Как пишет чиновник, такое решение может быть принято при улучшении ситуации в регионе и с учетом оценки рисков, которая будет основана на предписании главного санитарного врача Петербурга. В своем ответе господин Ситов также напомнил, что для малого и среднего бизнеса в сфере туризма на региональном и федеральном уровне предусмотрена финансовая поддержка государства, налоговые преференции, отсрочки по аренде, введен мораторий на проверки.
Открытое письмо предпринимателей было направлено президенту в июне. Его авторы сетовали, что правительство Петербурга так и не представило бизнес-сообществу сроков и условий возобновления работы и плана по выводу отрасли из кризиса. Участники рынка просили президента вмешаться в ситуацию и разработать дополнительные меры поддержки пострадавших секторов экономики в условиях длительного простоя. «Неопределенность, отсутствие конкретики и популизм убивают бизнес города»,— говорилось в письме. На днях похожие претензии к Смольному озвучили руководители торговых центров Петербурга, также обратившиеся к Владимиру Путину (см. “Ъ-СПб” от 15 июля).
Представитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова называет ответ Смольного «банальной бюрократической отпиской».
«Непонятно, почему в Москве или за границей могут прогнозировать ситуацию, а в Петербурге — нет»,— недоумевает она.
Отсутствие конкретики со стороны Смольного лишает предпринимателей и работников возможности строить какие-то планы, утверждает госпожа Садыкова. Алогичность и непоследовательность действий петербургских чиновников не дают возможности что-то прогнозировать, подтверждает президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар.
Генеральный директор компании «Индивидуальный туристический сервис», инвестор гостиницы Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили считает, что подобная реакция Смольного связана с отсутствием стратегии по восстановлению экономики. «Сохранение ограничений в работе гостиниц и запрет деятельности туркомпаний приводят к уходу этих отраслей в тень. В городе можно встретить неорганизованные группы туристов, которые непонятным образом посещают музеи»,— отмечает она. Кроме того, большое количество запретов приводит к тому, что Петербург фактически вычеркнут с туристической карты страны, добавляет госпожа Шамликашвили.
Участники рынка ожидают, что сохранение ограничений приведет к массовому закрытию предприятий. По словам госпожи Садыковой, рынок покинули около 30% парикмахерских и салонов красоты, а в результате сохраняющегося запрета на работу в торговых центрах этот показатель может вырасти еще на 7–10%. После завершения пандемии не откроется около 30% средств размещения, которые будут вынуждены перепрофилироваться под другую деятельность, оценивает Виктория Шамликашвили. Для ресторанной отрасли потери будут еще более существенными — закрыться могут до 80% заведений, полагает господин Гарбар. «Сейчас в городе есть много ресторанов-призраков, которые не могут закрыться, потому что у них нет денег на демонтаж оборудования и погашение долгов перед поставщиками и арендодателями»,— резюмирует он.