Нефти дали время на раскачку
ОПЕК+ начала осторожно увеличивать добычу
Страны ОПЕК+ начали смягчать сделку по сокращению добычи. Они согласовали снижение общей квоты с нынешних 9,7 млн баррелей в сутки (б/с) до 7,7 млн б/с в августе и далее до конца года. Для России это означает рост добычи примерно на 400 тыс. б/с. При этом реальное сокращение квоты ОПЕК+ может быть меньше, поскольку в августе-сентябре некоторые страны, не полностью выполнявшие соглашение в предыдущие месяцы, должны будут компенсировать это отставание. Эксперты предполагают, что цены на нефть в $40–50 за баррель являются целевым уровнем, на который сейчас надеются стороны сделки.
Страны ОПЕК+ договорились с августа смягчить условия соглашения о сокращении добычи нефти, снизив общую квоту на 2 млн б/с. Таким образом, с августа общая квота сокращения стран составит 7,7 млн б/с. Однако реальное увеличение добычи в августе может быть меньше за счет стран — в их число входят Ирак, Ангола, Нигерия и Казахстан,— которые не полностью выполняли договоренности в мае-июне. По данным Platts, они в течение июля—сентября должны будут сократить добычу на 0,84 млн б/с. В результате, по оценке главы Минэнерго Саудовской Аравии принца Абдель Азиза бен Сальмана, в августе квота сократится лишь до 8,1–8,2 млн б/с. «Новый этап реализации сокращения не снимает со стран-участниц ответственности по компенсации не сокращенных в мае-июне объемов»,— заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак.
Александр Новак, глава Минэнерго РФ, 15 июля
В РФ мы наблюдаем восстановление спроса и восстановление потребления нефтепродуктов
Решение об увеличении производства было принято на фоне ожиданий по росту спроса на нефть в мире в связи с частичным восстановлением потребления после пандемии коронавируса. Так, на этой неделе ОПЕК улучшила прогноз по снижению спроса на нефть на 130 тыс. б/с в 2020 году, до 8,9 млн б/с, МЭА — на 700 тыс. б/с, до 8,6 млн б/с. По словам господина Новака, сейчас «наметились признаки улучшения ситуации, уверенными темпами восстанавливаются число авиаперевозок и объем продаж автомобильного топлива», однако он не исключил вероятность второй волны пандемии.
Изначально, согласно условиям сделки, заключенной в апреле, сокращение общей квоты до 7,7 млн б/с должно было произойти еще в июле. Однако месяц назад страны ОПЕК+ решили не торопиться с ослаблением сделки, опасаясь того, что восстановление спроса на нефть после снятия карантинных ограничений в большинстве стран окажется неустойчивым. Теперь же страны ОПЕК+, внутри которой нередко возникали противоречия, быстро пришли к консенсусу о сокращении квот.
Решение было принято, несмотря на то что общее число заболевших коронавирусом в мире, а также суточные темпы прироста продолжают увеличиваться.
По сути, ОПЕК+ возвращается к графику сокращений, который был намечен в апреле и подразумевает постепенное наращивание добычи, поэтому для российских компаний это не станет сюрпризом, поясняет Дмитрий Маринченко из Fitch. Спрос постепенно восстанавливается, и если удерживать сокращения на максимальных уровнях, рынок может перегреться и на него быстрее вернутся ушедшие было объемы сланцевой нефти из США. Вместе с тем, требуя от отстающих стран (Нигерии и Ирака) компенсировать перепроизводство в мае-июне, Саудовская Аравия дает понять, что не готова, как раньше, нести основную часть бремени по ребалансировке рынка, считает аналитик. По мнению господина Маринченко, уровень цен на нефть в диапазоне $40–50 за баррель является целевым для сделки ОПЕК+ и на данном этапе должен устраивать всех ее участников. Отметим, что российский бюджет в этом году балансируется без дефицита при цене Urals в $42 за баррель.
По оценке аналитика, Россия в августе сможет нарастить добычу примерно на 400 тыс. б/с. Если этот уровень добычи останется неизменным до конца года, как предполагается сейчас, то по итогам года добыча нефти в стране упадет на 8–10% к 2019 году и составит около 10,5 тыс. баррелей в сутки вместе с газовым конденсатом. Дмитрий Маринченко считает, что российским нефтекомпаниям будет несложно нарастить добычу, поскольку предыдущее снижение обеспечивалось за счет снижения дебитов скважин, а не их консервации. Но остается другая интрига — как будут перераспределены квоты между российскими компаниями и смогут ли они нарастить добычу пропорционально, или кому-то удастся увеличить ее в большей степени, чем другим.
Чтобы это не качалось
Почему Россия пошла на крупнейшее в истории сокращение добычи нефти