Без права на поправку
В Москве после несогласованной акции задержано более 100 человек
Более тысячи человек, по подсчетам корреспондентов “Ъ”, вышли в среду на Пушкинскую площадь в Москве, чтобы поставить подписи под иском в Верховный суд об оспаривании итогов общероссийского голосования по поправкам к Конституции. Автографы собирали члены незарегистрированной общественной организации «Открытая Россия», пытавшиеся сначала согласовать с мэрией столицы митинг «против поправок», а затем, после отказа властей, объявившие «встречу» единомышленников. Аналогичная акция одновременно проходила в Санкт-Петербурге и по массовости немного уступала московской. В обоих городах главной темой встречи было требование «обнулить» результаты голосования по поправкам к Основному закону. В Москве митингующие заодно выражали поддержку жителям Хабаровского края, продолжающим протестовать против уголовного преследования губернатора Сергея Фургала, а также активистке из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой, обвиняемой в ЛГБТ-пропаганде.
За полтора часа до встречи под названием «Нет вечному Путину» на Пушкинской площади уже дежурили несколько десятков полицейских в «скафандрах» и сотрудники ОМОНа, укрывшиеся под лестницей Московского театра мюзикла. Сначала противников принятых поправок собралось около трех сотен. Их ждали 13 полицейских автобусов и автозаков. Одним из первых внимание “Ъ” привлек молодой человек, читающий рэп про политическую обстановку в России. Журналистам он представился как фигурант дела «секс в Яме» Роман Неежко: в июне он и Юлия Кабанцева имитировали активные сексуальные действия на Хохловской площади и были привлечены к ответственности за мелкое хулиганство.
В 19 часов начался сильный дождь, а к подножию памятника Пушкину поднялись координатор «Открытой России» Татьяна Усманова и исполнительный директор организации Андрей Пивоваров. Их обступили сторонники и журналисты. Слышно не было решительно ничего. Видно тоже — из-за поднятых над головами зонтов.
«Давайте им похлопаем»,— предложила пенсионерка в дождевике. Ее тоже никто не услышал.
Корреспондент “Ъ” Владимир Хейфец прорвался к организаторам акции и все-таки расслышал, как они призывают ставить подписи под иском в Верховный суд об оспаривании итогов общероссийского голосования по конституционным поправкам. На вопрос “Ъ”, договаривались ли организаторы о взаимодействии с Алексеем Навальным, партией «Яблоко» или другими оппозиционерами, Андрей Пивоваров сказал только, что «все желающие придут сами», и в подтверждение показал на националистов и либертарианцев, уже стоявших на площади.
Пока Татьяна Усманова и Андрей Пивоваров объясняли собравшимся, зачем нужно ставить подписи «против обнуления Путина», корреспондент “Ъ” Кира Дюрягина позвонила конституционному юристу Ольге Подоплеловой, чтобы спросить, будут ли собранные подписи иметь какую бы то ни было юридическую силу. Госпожа Подоплелова сообщила, что не знает о прецедентах, когда сбор подписей граждан привел бы к отмене конкретного закона:
«Подача иска — единственный юридический способ обсуждения поправок и процедуры их принятия. Результат судебного разбирательства в этом отношении не так важен, как сам факт выражения обществом принципиальной позиции и готовности отстаивать ее в суде».
От памятника Пушкину тем временем стали вытягиваться четыре очереди из желающих поставить подписи: две — со стороны концертного зала, две — со стороны Тверской. «Я против, эта эпопея с обнулением сроков и принятием поправок не имеет никакой силы и отношения к праву,— рассказал “Ъ” предприниматель Владимир Уралов, стоявший в одной из очередей.— Даже если наши подписи не имеют сегодня никакой силы, это гражданский акт, мы должны выразить свое мнение».
Статистика голосования-2020 в картах и графиках
Где живут самые лояльные, самые дисциплинированные и самые несогласные избиратели
Людей на площади становилось все больше, некоторые из них начали выражать свое мнение, вставая в пикеты. Так, две женщины стояли за памятником с плакатами «Пудинг просрочен!» и давали интервью журналистам о ситуации в Хабаровске, где уже несколько дней проходят митинги в поддержку арестованного губернатора края Сергея Фургала, обвиненного в серии заказных убийств. Неподалеку трое строителей из Ставрополья наблюдали за очередями. «Мы раньше никогда не ходили на такие акции, потому что, если я увижу, как женщину полицейские волокут по улице, то вмешаюсь, и меня упекут,— сказал “Ъ” один из них.— Все время на такие акции выходят женщины, а мы тут как силовой блок».
В каждой очереди к 20 часам было уже не менее 200 человек. В конце одной из них стояла женщина под красным зонтом в не менее красном платье и улыбалась. «Я не думаю, что наши подписи будут что-то значить и иметь юридическую силу. Но я здесь как работник финансовой сферы. Я вижу, как государство обкрадывает социальную сферу, средний и малый бизнес, и потому пришла поставить подпись»,— объяснила она и назвала корреспонденту “Ъ” свое имя.
«Очередь в Петербурге растянулась на полкилометра, ого»,— написал в своем Telegram-канале Андрей Пивоваров.
Ваш браузер не поддерживает видео
К тому моменту полиция не вмешивалась в сбор подписей ни в Москве, ни в Северной столице. Корреспондент “Ъ” Мария Старикова позвонила главе правозащитного проекта «Апология протеста» Алексею Глухову, чтобы выяснить, почему полиция никого не задерживает, ведь еще совсем недавно ее саму задержали в одиночном пикете в поддержку экс-журналиста “Ъ” Ивана Сафронова. «Вероятно, имеет смысл какой-то негласный договор: вы (организаторы встречи.— “Ъ”) отказались от митинга (не был согласован на 15 июля.— “Ъ”), не идете на Кремль, хорошо, собирайте подписи,— предположил господин Глухов.— Но в любой момент эта ситуация может измениться,— например, если акция приобретет массовость. Вообще, конечно, то, что происходит на Пушкинской площади,— нормальная практика любого демократического государства: люди вышли и мирно выразили свое мнение».
Дождь не утихал, но это не помешало активистам Константину и Сергею сесть на плитку за памятником Пушкину на коврики для йоги. Такие же коврики мужчины предлагали всем желающим, подчеркивая: «Это не сидячая забастовка». Их по очереди снимали на маленькие видеокамеры предположительно оперативники в штатском. Толпа к тому моменту начала скандировать лозунги: «Россия будет свободной», «Лучшая поправка — Путина отставка» и «Я/Мы Сергей Фургал». Так собравшиеся выражали поддержку жителям Хабаровского края, которые уже несколько дней продолжают протестовать против уголовного преследования губернатора Сергея Фургала (ему предъявлено обвинение в организации убийств.— “Ъ”).
Несколько активистов растянули радужный флаг в центре площади. «Долой гомофобную власть!», «Свободу Юлии Цветковой!» — кричали они. Толпа подхватила и потребовала свободу активистке из Комсомольска-на-Амуре, обвиненной в распространении порнографии и ЛГБТ-пропаганде за рисунки женского тела.
Через два часа, устав стоять с пикетами и в очередях, толпа двинулась в сторону Страстного бульвара — предварительно кто-то несколько раз выкрикнул призыв пойти гулять.
Сотни людей двигались медленно, но целенаправленно, в едином темпе с ними ехали автозаки и шли сотрудники ОМОНа. Ближе к Неглинной колонна разделилась, а уже через несколько минут из той части толпы, что пошла по Неглинной, омоновцы начали выводить людей, заламывая им руки.
Ваш браузер не поддерживает видео
Полиция без задержаний все же не обошлась, как и ровно год назад — 15 июля 2019-го на акции против отказа части оппозиционных кандидатов в регистрации на выборах в Мосгордуму.
Видео жестких задержаний одно за другим начали публиковать в соцсетях участники акции, правозащитные проекты «ОВД-Инфо» и Avtozak Live.
К 21:30 правозащитники насчитали 50 задержанных.
Корреспондент “Ъ FM” о задержании участников шествия против поправок
Когда толпа прошла, может быть, метров 100, появились бойцы ОМОН и первые два автозака. Они бегом, будучи в полной экипировке, догнали основную массу идущих людей, и уже в конце Крапивинского переулка начали задерживать людей. И надо сказать, что, действительно, задержания были жесткие. С другой стороны, все-таки необходимо отметить, что они начались только после того, как шествующие люди стали перекрывать автомобильное движение.
В Петербурге, по подсчетам корреспондентов “Ъ”, для сбора подписей против поправок к Конституции собралось около 500 человек. Представители «Открытой России» стояли с бумагами и ручками на пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта. Очередь начиналась от улицы Рубинштейна — примерно в пятистах метрах.
В «Открытой России» сообщили, что несколько сотрудников полиции в форме поставили подписи под требованием отменить результаты плебисцита. Толпа им аплодировала.
Граждане несколько раз скандировали лозунги, например «Россия будет свободной». Над толпой летали полицейские дроны.
Одна из руководителей проекта «Нет!», муниципальный депутат Москвы Юлия Галямина, сказала “Ъ”, что сегодня подписи собирали не только в столице и Санкт-Петербурге, но и в Красноярске, Воронеже, Новосибирске и Барнауле. В субботу активисты продолжат акцию в Волгограде и других городах. Пока неизвестно, сколько дней продлится сбор подписей — на конкретную цифру активисты не ориентируются, отметила госпожа Галямина.
По данным «ОВД-Инфо» на 23:56, в Москве были задержаны 142 человека. В МВД сообщили, что в территориальные отделы полиции для разбирательства доставлено 132 человека.