«Росатом» пустит контейнеры по Севморпути
Госкорпорация ведет переговоры о создании СП с DP World
Логистический оператор «Росатома» «Русатом Карго» в рамках проекта «Северный морской транзитный коридор» ведет переговоры о создании совместного предприятия (СП) с портовым оператором DP World и логистической компанией Integrated Service Solutions GS. Предполагается, что СП будет заниматься перевозкой грузов по Севморпути. Переговоры планируют закончить к концу года. По планам «Росатома», начало пилотной эксплуатации линии в 8–10 млн тонн грузов в контейнерах намечено на 2024 год.
Логистический оператор госкорпорации «Росатом» «Русатом Карго» ведет переговоры о создании СП с арабским портовым оператором DP World и логистической компанией Integrated Service Solutions GS (ISS GS, совместное предприятие Creon Energy Fund и инвестиционной корпорации Дубая). СП, как предполагается, будет заниматься перевозками по Северному морскому транзитному коридору (СМТК) от Мурманска до Дальнего Востока по Севморпути. Об этом рассказал на заседании международного общественного совета Северного морского пути гендиректор «Русатом Карго» Александр Неклюдов.
«Мы видим этот проект международным. Благодарны компании DP World и Integrated Service Solutions, которые согласились стать стратегическими партнерами проекта. Мы ведем переговоры о создании СП, которые собираемся закончить к концу года»,— уточнил топ-менеджер. Цель такого СП — интегрировать проект в международную систему товарообмена, гарантировать грузовую базу для пилотного старта, обеспечить привлечение необходимых компетенций.
О планах по развитию проекта СМТК писали «Ведомости» прошлой осенью со ссылкой на презентацию госкорпорации. Речь шла о реализации проекта с использованием конкурентного преимущество СМП по расстоянию между Европой и Азией (на 40% короче по сравнению с путем через Суэцкий канал). Инвестиции в создание необходимой инфраструктуры оценивались в $7 млрд. К 2028 году мощность контейнерной линии должна достичь 30 млн тонн, что составит 70% общего прогнозного грузопотока по СМП. Также планировалось построить 33 арктических контейнеровоза за $5,8 млрд. Предполагалось, что 70% инвестиций составит проектное финансирование, остальное — средства акционеров.
В начале декабря 2019 года «Росатом» купил 30% ГК «Дело» Сергея Шишкарева. «Делу», помимо портовых активов и железнодорожного оператора, принадлежит 30,75% крупнейшего в РФ портового контейнерного холдинга Global Ports. Кроме того, в ноябре 2019 года «Дело» на аукционе выкупило 50% плюс две акции крупнейшего в РФ железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнер», а впоследствии консолидировало компанию, купив пакеты миноритариев по оферте.
Подконтрольный правительству Объединенных Арабских Эмиратов портовый оператор DP World неоднократно заявлял о намерении инвестировать в порты России. В 2016 году было создано СП с РФПИ. Среди потенциальных целей приобретения назывался НУТЭП, группа FESCO, сухогрузный район морского порта «Тамань», однако ни одна из сделок не была закрыта.
Господин Неклюдов отметил, что СМТК — это будущий логистический сервис для евроазиатской торговли, который включает в себя строительство инфраструктуры, нового арктического флота, контейнеровозов ледового класса и создание цифровых сервисов.
В 2020–2024 году планируется построить два перевалочных хаба на северо-западе и северо-востоке маршрута, чтобы обеспечить быструю и эффективную перегрузку контейнеров с фидерных судов на суда ледового арктического класса. Предположительно хабы будут располагаться в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.
Пилотная эксплуатация СМТК запланирована на середину 2024 год с грузовым потоком около 8–10 млн тонн в год. По ее результатам и с учетом основных проблем и рисков будет разработан дизайн судов ледового класса, проведена модернизация портов для масштабного освоения проекта, уточнил глава «Русатом Карго». Уже утвержден концепт развития СМТК, и госкорпорация приступила к предивенстиционной проработке. В ее рамках планируется уточнить целевой сегмент рынка, определить маркетинговую стратегию, сделать технико-имитационное моделирование маршрута, выбрать площадки для перегрузочных хабов, разработать спецификацию арктической контейнерной серии и провести аудит верфей для строительства судов.
Глава совета директоров DP World султан Ахмед бин Сулайем на том же заседании отметил, что для компании важна скорость отправки грузов. Он также подчеркнул, что одно из преимуществ СМП — его прохождение через территорию одного государства. Он также напомнил о проблемах, которые существуют на основном маршруте транспортировки грузов между Европой и Азией через Суэц: это узкий Малаккский пролив (всего 2,5 км в районе Сингапура), а также риски пиратства.