Ивану Сафронову сократили срок измены, а не ареста
Апелляция сочла меру пресечения для известного журналиста законной, но нашла ошибки в решении об этом
Мосгорсуд отклонил жалобы защиты на арест бывшего корреспондента «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова, обвиняемого ФСБ в госизмене (ст. 275 УК РФ). При этом судья исключила из мотивировочно-описательной части решения Лефортовского райсуда упоминание о продолжительном сотрудничестве Ивана с представителем чешской спецслужбы, поскольку ФСБ не представила никаких доказательств этого.
Жалобы защиты Ивана Сафронова судья Наталья Коновалова рассмотрела в закрытом для СМИ режиме, решив, что даже в судебных материалах по делу о предполагаемой госизмене есть сведения, составляющие гостайну. При этом следует отметить, что журналистов и пришедших поддержать Ивана родственников и знакомых приставы не пропустили даже к самому залу заседаний. Некоторые подробности все они узнали от адвоката Ивана Павлова, оставшегося вне зала «для связи с общественностью».
Заявление в поддержку Ивана Сафронова
Ивана Сафронова в Мосгорсуд доставили трое сотрудников ФСБ, лица которых закрывали платки, и передали судебным приставам. Определив журналиста, в последнее время работавшего в «Роскосмосе», в стеклянную клетку для подсудимых, последние сняли с него наручники только после вмешательства судьи Коноваловой.
Вначале она рассмотрела процедурные вопросы, удалив из зала заседаний одного из адвокатов, не давшего подписку о неразглашении следователю ФСБ Александру Чабану, возглавляющему группу по делу журналиста, состоящую из десятка сотрудников спецслужбы. Потом следователь Чабан потребовал, чтобы адвокаты не только отключили телефоны, но и сложили их в одном месте, чтобы исключить даже вероятность того, что во время слушаний будут сделаны аудио- или видеозаписи. Но судья решила, что достаточно будет и того, что телефоны просто отключат.
Оставшиеся защитники указали судье Коноваловой на нарушения, допущенные Лефортовским райсудом при аресте Ивана Сафронова 7 июля. Тот, по версии защиты, необоснованно отклонил ходатайство об отложении слушаний на 72 часа, за которые адвокаты рассчитывали получить сведения, характеризующие Ивана Сафронова, закрыл заседание для СМИ, нарушив принцип гласности правосудия и сделав невозможным общественный контроль за громким делом, и, наконец, не проверил обоснованность подозрений в адрес журналиста, просто поверив скудным данным из постановления о возбуждении уголовного дела и справке. В последней говорилось о ряде экспертиз и исследований, проведенных Минобороны, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и СВР, установивших, что в файлах, пересланных с домашнего компьютера Ивана Сафронова в 2017 году в адрес некоего сотрудника чешской разведки, содержались сведения, составляющие гостайну.
Защита предложила изменить меру пресечения Ивану Сафронову на домашний арест или освободить его под поручительства известных журналистов и общественных деятелей, которых оказалось более 50 человек.
Выступил и сам Иван Сафронов, заявивший, что он не понимает и не признает предъявленное ему обвинение, считая, что его преследуют за журналистскую деятельность.
Следователь Чабан высказался против любых изменений в этом деле, отметив, что Иван Сафронов обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено от 12 до 20 лет заключения, а оказавшись на свободе, может скрыться и продолжить заниматься преступной деятельностью.
Кроме того, следователь заявил, что своими действиями защитники фактически подыгрывают иностранной разведке, получив замечание от судьи: «Будьте корректны в высказываниях в отношении адвокатов, вы в суде, а не на плацу!»
Затем судья, по некоторым данным, потребовала, чтобы ей предоставили материалы, подтверждающие обоснованность подозрений в адрес Ивана Сафронова, и получила некие документы.
В документах говорилось, что человек (имя не было раскрыто), с которым якобы контактировал Иван Сафронов, прошел спецподготовку, обладает специальными навыками и длительное время является сотрудником чешской разведки.
Примерно через четыре часа судья Коновалова огласила свое решение. В соответствии с ее определением было изменено постановление Лефортовского райсуда — из его описательно-мотивировочной части исключено указание, что Иван Сафронов продолжительное время сотрудничал с представителем чешской спецслужбы. При этом жалобы защиты были отклонены, а сам арест журналиста до 6 сентября оставлен в силе.
Ваш браузер не поддерживает видео
Адвокат Павлов сообщил, что решение судьи Коноваловой защита обжалует. Адвокат полагает, что за защитой ведется наружное наблюдение, а самого Ивана Сафронова все-таки преследуют за его профессиональную деятельность. Правда, в материалах, которые имеются в деле, его публикации не упоминаются, отметил защитник.
Кого судили и как наказывали за госизмену
Вместе с тем представители защиты сообщили, что следствие активно интересуется не столько публикациями журналиста, сколько источниками информации, которая в них содержалась. Возможно, эти источники и являются одной из целей громкого расследования.