«Норникель» не бросает «Арктик Палладий»
ГМК будет сотрудничать с «Русской платиной» без создания СП
«Русская платина» Мусы Бажаева и «Норникель» договорились об операционном партнерстве по разработке крупного Черногорского месторождения. Изначально предполагалось, что стороны будут осваивать актив в рамках совместного предприятия «Арктик Палладий», но «Русал», как крупный акционер «Норникеля», заблокировал создание СП. Теперь компании договорились о том, что ГМК на рыночных условиях предоставит «Русской платине» доступ к своей инфраструктуре и будет продавать продукцию, произведенную на месторождении.
Несостоявшиеся участники СП «Арктик Палладий» «Русская платина» и «Норникель» договорились об операционном партнерстве, сообщили стороны в совместном заявлении. Так, «Норникель» предоставит «Русской платине» на рыночных условиях доступ к своей инфраструктуре в Норильском промышленном районе, заключив долгосрочные сервисные контракты на поставку электричества и других ресурсов, а также возможность использовать объекты логистической инфраструктуры. Кроме того, «Норникель» берет на себя реализацию продукции, которая будет произведена на Черногорском месторождении «Русской платины». Для этого партнеры подпишут долгосрочный договор off-take.
Изначально сотрудничество двух компаний предполагалось в ином формате.
В феврале 2020 года стороны подписали акционерное соглашение в рамках «Арктик Палладия», где у компаний были равные доли. Вкладом «Русской платины» в СП были лицензии на разработку Черногорского месторождения и южной части месторождения Норильск-1. Вкладом «Норникеля» должна была стать лицензия на Масловское месторождение. На полной мощности проект должен был производить до 120 тонн металлов платиновой группы в год, первая очередь намечалась к вводу в 2024 году. «Норникель» оценивал инвестиции в «Арктик Палладий» в 2019–2024 годах в $2,8–3,2 млрд, в том числе на первом этапе (до 2024 года) — в $1,4 млрд.
Однако в марте 2020 года стало известно, что «Русская платина» выходит из СП, так как оно не получило одобрения со стороны крупного акционера «Норникеля» — «Русала». Тот по условиям соглашения акционеров «Норникеля» имеет право налагать вето на столь крупные сделки. «Русал» обосновал свою позицию тем, что, по его мнению, доля «Норникеля» в СП должна быть больше. При этом «Русская платина» не была готова снижать свою долю в СП ниже 50%, как хотел «Русал», поскольку именно ее лицензии являются основной частью интегрированного проекта.
“Ъ” направил запрос в «Русал». В «Норникеле» не комментируют вопрос “Ъ” насчет необходимости получения одобрения «Русала» на операционное партнерство с «Русской платиной», о котором объявлено 16 июля. При этом в заявлении «Русской платины» и «Норникеля» указывается, что обязывающие контракты планируется заключить до конца первого квартала 2021 года «после получения всех необходимых корпоративных одобрений».
Следует отметить, что объявление о партнерстве сделано на фоне вновь обострившихся противоречий между акционерами «Норникеля» после крупной аварии с разливом дизтоплива в Норильске. «Русал» уже потребовал уволить менеджмент «Норникеля» из-за ряда экологических аварий, совет директоров ГМК готов рассмотреть этот вопрос.