Платья для нимф, улиток и статуй в память о художницах-сюрреалистках
Марина Прохорова о Christian Dior haute couture сезона FW 2020/21
Недели моды, как и практически вся культурная и образовательная активность, в этом году перешли в онлайн. И, разумеется, виртуальный формат потребовал изменений в методах демонстрации. Руководству Christian Dior удалось придумать очень интересный способ, рассчитанный на разные возможности восприятия
Презентация этой коллекции — это и снятый знаменитым итальянским режиссером Маттео Гарроне фильм «Le Mythe Dior» («Миф Диор») о путешествии сундука с нарядами среди сказочных существ, и собственно сам сундук с уменьшенными копиями 37 нарядов из коллекции, и еще лукбук — художественные, снятые в сюрреалистической стилистике фотографии с этими нарядами в главных ролях.
Самая предметная часть — изображающий бутик Dior на авеню Монтень сундук с маленькими платьями. Косвенно он рекламирует нам активно развивающуюся багажную коллекцию бренда. А прямо — напоминает Theatre de la Mode (Театр моды) в послевоенные 1945–1946 годы. Тогда наряды, созданные модными домами Nina Ricci, Balenciaga, Germaine Lecomte, Mad Carpentier, Martial & Armand, Hermes, Philippe & Gaston, Madeleine Vramant, Jeanne Lanvin, Marie-Louise Bruyere, Pierre Balmain, совершили тур по Европе и США для рекламы и прославления французской моды. Украшения для этого театра делали Van Cleef and Arpels и Cartier. И все в треть натуральной величины — для экономии материала, но не труда дизайнеров и мастеров. Но и эта послевоенная кампания воспроизводила еще более давнее прошлое: куклы в модных нарядах, так называемые «маленькие Пандоры», рассылались из Парижа перед каждым модным сезоном по богатым городам Старого и Нового Света как минимум с XVII века по середину XIX века, до того как на смену им пришли качественные модные журналы. Нынешние платья тоже будут путешествовать по миру, их сопровождают упрощенные копии из белого муслина для примерки. В полную величину вышиты и отделаны только те наряды, что представлены в фильме «Le Mythe Dior».
Автор фильма Маттео Гарроне, получивший гран-при Каннского кинофестиваля дважды, за фильм «Гоморра» в 2008-м и за фильм «Реальность» в 2012-м. Но десятиминутная короткометражка «Миф Диор» скорее напоминает о его англоязычном фильме «Страшные сказки» 2015 года и о «Пиноккио», премьера которого состоялась в феврале на Берлинском кинофестивале. Только, разумеется, диоровское кино лишено трагичности сказочных сюжетов Гарроне, сохраняя его фантазии и любование визуальным рядом.
Назвать фильм посвященным античной мифологии трудно: помимо дриады, нимфы и вакханки, наряды из волшебного сундука достаются ундине, улитке и типичной классицистской садовой статуе. И напоминают эти сложнейшие заплиссированные платья, выбранные для фильма, больше о позднеантичных пеплумах и творчестве Мадам Гре, нежели о диоровском new look. Но так или иначе все — и пейзажи, и девы, и наряды — выглядит волшебной девической сказкой.
При этом креативный директор Christian Dior Мария Грация Кьюри, последовательно долгие годы прославляющая женщин в искусстве (в особенности тех, чьи имена были несправедливо забыты) и размещающая на своих весьма романтических нарядах феминистские лозунги, посвятила эту от-кутюрную коллекцию женщинам-сюрреалисткам. Среди них Дора Маар, чей фотоколлаж «Папаша Убю» 1936 года стал символом сюрреализма, но чьи картины и фотографии были забыты на долгие годы, потому что ее роман с Пабло Пикассо оказался для публики интереснее. И Доротея Таннинг, чье творчество долго находилось в тени работ ее мужа Макса Эрнста. И Жаклин Ламба, вполне самостоятельная художница, долгое время воспринимавшаяся как жена Андре Бретона. И если буквальную связь самих нарядов с работами женщин-сюрреалисток уловить достаточно сложно, то фотографии из лукбука — несомненно, оммаж их картинам и фотографиям.
Смотреть: Dior.com