Пушку взяли на мушку

Московская полиция и оппозиция вновь предъявили друг другу претензии

15 июля в Москве прошло несогласованное шествие противников поправок, внесенных в Конституцию. Акция закончилась задержанием, по данным МВД, 132 человек, среди которых оказались несовершеннолетние, журналисты и случайные прохожие. В правоохранительных органах объяснили, что «группа активистов организовала несанкционированное мероприятие», а сотрудники полиции «максимально избегали применения мер административного воздействия». Масштабные задержания в центре столицы привели к неизбежным аналогиям с событиями лета 2019 года, по итогам которых Следственный комитет России (СКР) возбудил дело о массовых беспорядках. Однако правозащитники пока не ждут повторения прошлогоднего сценария.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Многие задержанные в ходе вчерашнего стихийного несогласованного шествия в центре Москвы были отпущены из отделов полиции глубоко за полночь. Почти со всех взяли обязательства о явке за протоколами по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ (участие в несанкционированном шествии, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры).

Как ранее сообщал “Ъ”, вечером 15 июля участники кампании «Нет!» (инициирована «Открытой Россией», муниципальными депутатами Юлией Галяминой и Ильей Азаром) организовали сбор подписей под коллективным иском в Верховный суд с требованием отменить результаты голосования по поправкам в Конституцию. В Москве сбор подписей (собрано около 2 тыс.) перетек в стихийное шествие, которое закончилось задержанием людей. По данным МВД, было задержано 132 человека, по информации правозащитного проекта «ОВД-Инфо» — 147 человек. Всего в шествии участвовало около 300 человек.

Ваш браузер не поддерживает видео

Напомним, изначально участники кампании «Нет!» планировали провести 15 июля митинг на Пушкинской площади, но московские власти его не согласовали.

Символично, что ровно год назад, 15 июля 2019 года, в столице прошла первая несогласованная акция протеста в поддержку не допущенных к выборам кандидатов в депутаты Мосгордумы. Затем такие же акции прошли 27 июля и 3 августа.

По итогам митинга 27 июля 2019 года СКР возбудил дело о массовых беспорядках (ст. 212 УК РФ), несмотря на заявления правозащитников, членов СПЧ и юристов об отсутствии признаков беспорядков: акции не были согласованы, но проходили мирно, без применения оружия и погромов. Дело о массовых беспорядках не закрыто до сих пор. При этом 22 человека заявляли об избиении силовиками и требовали проведения служебных проверок и возбуждения уголовных дел против сотрудников Росгвардии, ОМОНа и полиции. Ни одного дела до сих пор не возбуждено.

“Ъ” поговорил с 22 гражданами, избитыми на летних акциях протеста

Смотреть

Член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Марина Литвинович сообщила “Ъ”, что была задержана полицией накануне около десяти вечера, когда, по ее словам, на лестнице подземного перехода на Пушкинской площади писала в мессенджере сообщение коллегам. По словам госпожи Литвинович, она сразу сообщила сотрудникам правоохранительных органов, что является членом ОНК, но ее все равно увели в автозак. После этого ее коллеги неоднократно звонили в полицию и выезжали в отдел, но на их просьбу отпустить правозащитницу в МВД не отреагировали.

«В автозаке, включая меня, было 24 человека, 11 из которых вообще не участвовали в акции на площади — две девушки, например, вышли из бара и были задержаны»,— рассказала Марина Литвинович.

Из-за этого госпожа Литвинович полагает: «Около половины задержанных минувшим вечером задержаны безосновательно и незаконно, как и я. Акция уже закончилась, я ни в чем не участвовала, не собирала подписи, не скандировала лозунги, стояла в переходе и писала сообщение в телефоне». По словам задержанной, она вышла из отдела полиции в Марьино в пятом часу утра без протокола и обязательства о явке. Напоследок полицейские, говорит она, «извинились за свои действия».

Адвокаты, в свою очередь, жалуются, что их не допускали в отделы полиции к задержанным. Глава правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов приводит в пример ситуацию в ОП Хорошевский и ОП Измайлово, где работали его коллеги. Он также отмечает, что среди доставленных в полицию оказалось немало случайных прохожих. «В Измайлово привезли журналиста Дмитрия Лебедева, у которого было распечатанное редакционное задание — главный аргумент в пользу того, что журналист задержан при осуществлении своей работы,— рассказал “Ъ” господин Глухов.— В дежурную часть стали звонить его коллеги из Польши (господин Лебедев является сотрудником польской редакции Vot-tak.tv в РФ.— “Ъ”) и угрожать вмешательством МИД Польши, требовать, чтобы допустили адвоката».

«Процесс оформления и допуска адвокатов к задержанным — долгая процедура, несмотря на определенное Конституцией право каждого человека на адвоката сразу после задержания,— подтвердила Марина Литвинович.— Однако внутренние инструкции МВД не предусматривают, видимо, быстрый допуск защиты к задержанным». Госпожа Литвинович отметила, что ОНК Москвы может в ближайшее время инициировать обсуждение этой ситуации.

Фотогалерея

Акция против поправок в Конституции

Смотреть

Помимо господина Лебедева в полиции оказалась и редактор TJ Анна Бегиашвили. На ситуацию обратил внимание Совет по правам человека (СПЧ): его члены попросили ГУВД Москвы провести проверку по фактам задержания журналистов, работавших на акции протеста. Как следует из обращения, комиссия по свободе информации и правам журналистов СПЧ выразила «серьезную озабоченность участившимися случаями воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов». «По нашему мнению, подобные случаи содержат признаки преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.— “Ъ”). Комиссия будет при каждом подобном инциденте заявлять протест до тех пор, пока эта практика не будет прекращена»,— заявили члены СПЧ.

Глава комиссии СПЧ по гражданским свободам Николай Сванидзе сообщил “Ъ”, что призывает задержанных граждан обращаться в президентский совет с видео и фотоматериалами доказательств незаконных действий полиции.

«Мы наблюдаем немотивированно жесткие задержания людей полицией,— сказал господин Сванидзе.— Пустить это на самотек мы не можем, так как это повлечет абсолютный произвол со стороны силовиков».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на критику задержаний заявил, что действия правоохранителей на несанкционированных акциях в Москве «нельзя назвать перекосом»: «Очевидно, что перекрывать улицы противозаконно».

Столичный полицейский главк минувшей ночью выступил с заявлением, что мероприятие не было согласовано столичной мэрией, а гуляющие «создали помехи в дорожном движении».

МВД разъяснило, что группа активистов организовала несанкционированное мероприятие: «Сотрудники полиции, наблюдая за проведением акции на Пушкинской площади, максимально избегали применения мер административного воздействия».

Однако позже трое участников акции, по версии полицейских, «высказывали призывы и организовывали шествие по Страстному бульвару», перекрывая проезжую часть. Из текста заявления следует, что речь идет об активисте движения «Бессрочный протест» Александре Дмитриеве (был доставлен в ОВД Хорошевский), Рустаме Исаеве (согласно информации znak.com, его избили в ОВД Филевский парк, после чего увезли на скорой) и Иване Ларкине (был доставлен в ОВД Бутырский). Отметим, ранее, по информации «ОВД-инфо» сотрудники полиции заставляли задержанную активистку Диану Зверюгину подписать бумагу, что именно она координировала шествие. Позже на госпожу Зверюгину составили протокол за участие в несанкционированном митинге (ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП).

Всего, по данным полиции, за нарушение установленного порядка проведения митинга привлечены 62 человека, «остальные обязаны явкой в территориальный отдел полиции».

Глава «Апологии протеста» Алексей Глухов подчеркнул, что три человека, которые легли на проезжую часть, «нарушили правила дорожного движения, но не стали от этого организаторами массового шествия».

По мнению адвоката, силовики и оппозиция «сейчас торгуются», а релиз МВД — «повод для устрашения и поиска якобы организаторов некой акции».

«Уверен, что политическое решение о начале какого-либо большого уголовного процесса, аналогичного прошлогоднему "московскому делу", будет приниматься на самом верху и несколько позднее»,— сказал “Ъ” господин Глухов.

Адвокат международной группы «Агора» Леонид Соловьев считает, что МВД, несмотря на опубликованную версию событий вечера 15 июля, «не будет повторять прошлогодний сценарий с выдумыванием массовых беспорядков».

«Граждане, которых вчера задерживала полиция и Росгвардия, не только не применяли насилия к правоохранителям, но и не совершали действий, которые можно было бы намеренно притянуть под эту квалификацию,— сказал “Ъ” господин Соловьев.

Поэтому, по мнению адвоката, «выдумать на бумаге массовые беспорядки и повторить сценарий московского дела будет гораздо сложнее», господин Соловьев не уверен, что «силовики на это готовы».

Кира Дюрягина, Мария Старикова

Вся лента