Метростроение углубилось в неясность
Власти Петербурга планируют до конца года определиться с судьбой ОАО «Метрострой»
Правительство Петербурга рассчитывает в 2020 году разобраться с ситуацией вокруг генподрядчика строительства метро в городе, ОАО «Метрострой», в отношении которого начато судебное дело о банкротстве и введено наблюдение. Компания, существенной долей в которой владеет город, должна пройти процедуру оздоровления: наладить производство и пополнить оборотные средства, для чего требуется кредитная линия размером до 10 млрд рублей, либо на ее базе появится новая структура. Интерес к выходу на петербургский рынок, который монопольно обслуживает «Метрострой», как и предполагал “Ъ” ранее, выражает АО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. Однако конкретного плана развития событий чиновники пока не сформировали.
АО «Стройтрансгаз» находится в переговорном процессе по участию в строительстве новых станций метрополитена в Петербурге, сообщили “Ъ” в компании. Рассматриваются различные варианты выхода на рынок, но окончательных решений пока не принято, подчеркивают там. О том, что правительство Петербурга рассматривает несколько сценариев развития отрасли метростроения в городе, “Ъ” сообщил председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Левакин.
По его словам, основные усилия властей сейчас направлены на оздоровление «Метростроя». «Компания проблемная. У нее есть накопившийся долг. Есть план (оздоровления.— “Ъ”). Мы его обсуждаем с финансовым блоком (правительства города.— “Ъ”). При этом никто не скрывает, что есть два сценария: сценарий оздоровления и сценарий новой компании. Решение пока не принято»,— отмечает он. Вариант с новой компанией предполагает выход на работы предприятия с рынка или создание отдельного юрлица, пояснил он, подтвердив, что предложения представил «Стройтрансгаз». В частности, снова обсуждается расторжение контрактов с «Метростроем» и выставление объектов на конкурс, в котором предполагается участие «Стройтрансгаза». Однако власти опасаются, что это приведет к временной приостановке работ и простою.
«Пока это неопределенность, сегодня нет ясности. Если бы это была не городская компания, я бы давно уже расторг с ними контракты и подал бы в суд. Положение тяжелое, можно пойти в жесткий сценарий, но мы этого не делаем, потому что компания с капиталом правительства Петербурга. В моем понимании, в этом году (должно быть принято политическое решение о судьбе Метростроя.— “Ъ”). Дальше тянуть некуда»,— поясняет господин Левакин.
План оздоровления подразумевает налаживание производства, проведение переговоров с кредиторами: с учетом объема работ необходимо показать, что компания готова рассчитаться с долгами, отмечает глава КРТИ. Максимально быстрое восстановление компании возможно при получении кредитной линии в размере около 10 млрд рублей, в другом случае предполагается занять около 3–4 млрд рублей у банков.
Выполнение производственной программы «Метростроя» сейчас составляет около 1,3–1,4 млрд рублей в месяц, сообщили “Ъ” в компании. «Что касается погашения долга "Метростроя", то сейчас рассматриваются все возможные в данной ситуации меры: от продажи имущества до докапитализации»,— подчеркнул представитель компании.
По данным «СПАРК-Интерфакс», «Метрострой» на 25% принадлежит ГУП «Петербургский метрополитен», на 21% — комитету имущественных отношений Петербурга, 13,62% находятся в собственности Вадима Александрова (бывший генеральный директор компании), 24,95% — его сына Николая Александрова (экс-глава компании). Остальными акциями владеют физлица.
В декабре 2019 года ФСБ задержала Николая Александрова. Сейчас экс-глава «Метростроя» находится под домашним арестом, его обвиняют в нескольких эпизодах по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата в составе организованной группы либо в особо крупном размере). Его отец, Вадим Александров, удостоен звания Почетного гражданина Петербурга.
Структуру владения акций по сценарию создания новой компании ни Смольный, ни «Метрострой», ни «Стройтрансгаз» не комментируют. О том, что «Стройтрансгаз» проявляет интерес к данному рынку, сообщалось еще в начале 2019 года (см. “Ъ” 17.01.2019). «То, что происходит сейчас с ОАО "Метрострой", меня как бывшего руководителя организации, акционера компании и члена совета директоров, конечно, беспокоит»,— сообщил “Ъ” Вадим Александров. Он не исключает партнерства с другими юрлицами «с целью сохранения отрасли метростроения в городе». По словам источника “Ъ” в транспортной отрасли, семья Александровых не желает продавать акции «Метростроя».