На ЕГЭ по химии «ответили» жалобами

Как школьники и преподаватели оценивают сложность экзамена

Рособрнадзор обсудит претензии к ЕГЭ по химии, но уже после того, как станут известны результаты. Так ведомство ответило на жалобы школьников, родителей и учителей на слишком сложный экзамен. С 17 июля на портале Change.org появилось сразу четыре петиции, адресованные президенту, министру просвещения и даже персонально мэру Москвы. Авторы рассказали, что задания не совпадали с демонстрационными вариантами, по которым школьники готовились к ЕГЭ. Петиции подписали в общей сложности более 20 тыс. человек. Они требуют пересмотра результатов или хотя бы изменения критериев оценки.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

“Ъ FM” поинтересовался у выпускников, сдававших в этом году ЕГЭ по химии, как они оценивают сложность экзамена и чего ожидают от его результатов:

«ЕГЭ был намного сложнее, чем ожидалось. Все было понятно после того, как экзамен сдал Дальний Восток, потому что ребята начали делиться тем, что им попалось. Первая часть была чуть сложнее, а вторая была неожиданна тем, что в номерах 30 и 31 появилась органическая химия, хотя там ее никогда не было. 34 задача была на атомистику, и таких никогда не было ни в сборниках, ни в каких-то демонстрационных вариантах. Многие вышли в слезах, а некоторым стало плохо прям на экзамене. Одна девочка сделала вид, что ей нехорошо, чтобы пойти на экзамен в резервный день»

«ЕГЭ по химии было сложным. При подготовке к экзамену с репетиторами и при решении заданий с ФИПИ ни разу не встречала вещество, структурную формулу которого нужно было определить в 35 задании. Также были непривычные формулировки. Я считаю, что по сравнению с Дальним Востоком такие варианты были не схожи с досрочными вариантами 2020 года. Несправедлив тот факт, что оценивание остается тем же, несмотря на большую сложность варианта города Ижевска. Я сдавала химию для поступления на специальность врача-педиатра. Не жду высоких результатов, но все же хочется надеяться на лучшее».

«Химию я сдаю для того, чтобы поступить в медицинский вуз. Всегда перед экзаменом есть какие-то пособия от составителей ЕГЭ, демоверсии. В этом году досрочный экзамен был выложен. Если сравнить то, что нам дали на самом экзамене, с тем, что мы получали в течение года, — это небо и земля с учетом еще и тех условий, в которых мы учились. То есть мы половину учебного года просто прозанимались дома, составляя конспекты. Готовиться к ЕГЭ было очень сложно. И непонятно, как вообще поступать теперь, потому что хочется стать врачом, а не тратить время на получение ненужной тебе профессии».

В Рособрнадзоре добавили, что ЕГЭ по химии не выходит за рамки школьной программы, и варианты экзамена предварительно обсуждались с учителями. Задания открытой части составлены так, что их невозможно решить по заранее составленному шаблону, именно поэтому преподаватели и школьники регулярно жалуются на экзамен, рассказал учитель химии Евгений Ковалев:

«Такое происходит уже не первый год в открытой части экзамена. Она требует развернутых ответов, появляются задания, которых в демоверсии не было. И многие возмущались. Но нельзя сказать, что задания абсолютно не относятся к школьной программе по химии. Я не помню, чтобы были задачи, которые вообще не подразумевают школьного курса. Они все составлены в этом контексте.

Но формулировка этих заданий и алгоритм их выполнения, конечно, предполагают, что ученик должен не только быть натаскан на какие-то задания, ему также необходимо проявлять гибкость мышления.

Если она отсутствует, то, конечно, решить такие задачи становится практически невозможно. Поэтому я понимаю такую волну возмущения: готовились по одним алгоритмам, а тут другой вектор, не все смогли сориентироваться».

Кроме того, в Рособнадзоре подчеркнули: чтобы пройти минимальный порог баллов на ЕГЭ и даже поступить на бюджетные места в вузы совсем не обязательно выполнять задания высокого уровня сложности, на которые и жалуются школьники и их родители. Впрочем, в университетах от поступающих студентов как раз ждут высокого уровня подготовки, ведь времени восполнять пробелы из школьной программы у профессоров нет, рассуждает заслуженный профессор МГУ Дмитрий Хомяков: «Считалось, что школьники, перейдя на 11-летнее обучение придут более подготовленными. Но, как показывает практика, существенных сдвигов мы, профессора и преподаватели МГУ, не видим.

У основной массы студентов знания среднего уровня, где-то у 25% — ниже среднего.

Задача вуза была в том, чтобы человек, приходящий с любыми знаниями, мог на первых двух курсах получить соответствующие знания и заполнить те пробелы, которые у него были в школе. То есть когда было пятилетнее обучение, программа дублировалась и повторялась. Когда мы перешли на шестилетнее двухступенчатое — бакалавр-магистр, эта связь времен нарушилась. Мы должны за четыре года выпустить, в общем-то, специалистов с дипломом, поэтому это создало трудности для восполнения пробелов школьного образования и обучения, которые, несомненно, имеют часть приходящих студентов».

Почему Рособрнадзор не счел задания ЕГЭ по химии слишком сложными

Смотреть

В связи с коронавирусом сроки проведения экзаменов были перенесены. Результаты ЕГЭ по химии станут известны через две недели.

Ульяна Миненкова

Вся лента