Поздно не покажется
Реформу госконтроля отложили всего лишь на полгода
Госдума завершила подготовку ко второму чтению двух законопроектов, создающих правовую основу реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД),— о госконтроле и об обязательных требованиях. На последнем этапе заметным изменениям подвергся проект закона о госконтроле. Помимо содержательных правок, например об ужесточении подхода к негосударственным формам контроля, предлагается отложить срок вступления изменений в силу на полгода — до 1 июля 2021 года. Как поясняют в Госдуме, отсрочка необходима для подготовки подзаконных актов и внесения изменений в другие законы.
Вступление в силу закона о госконтроле, который является «процессуальной» частью реформы КНД, предлагается отложить на полгода — с 1 января на 1 июля 2021 года, следует из поправок ко второму чтению документа, которое запланировано на 21 июля. Как пояснила “Ъ” глава комитета по регламенту и организации работы Госдумы Ольга Савастьянова, с принятием этого закона возникнет необходимость править и другие, нужно также будет разработать подзаконные акты. Перенос срока, по ее словам, необходим для того, чтобы к моменту, когда закон о госконтроле начнет действовать, «были созданы все условия для его работы».
Идеологически законопроект по сравнению с его последней версией (см. “Ъ” от 17 июня) не изменился — он по-прежнему нацелен на переход от карательного подхода при контроле за бизнесом к профилактическому. В том числе за счет внедрения риск-ориентированного подхода, при котором в зависимости от степени риска объекта контролеры уделяют ему больше или меньше внимания.
Доработанный ко второму чтению проект предполагает отказ от идеи контрольно-надзорного производства, а также ужесточение подхода к негосударственным формам контроля — например, исключена возможность освобождения от мероприятий КНД при условии страхования рисков причинения вреда.
Помимо этого законопроект предполагает создание реестров видов контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ко второму чтению депутаты предусмотрели сроки формирования таких реестров — к 1 июля 2021 года. Ввести же их в эксплуатацию планируется к 2022 году.
К моменту вступления закона в силу, следует из поправок, правительство должно определить виды контроля, в отношении которых будет предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений госорганов. К этому сроку как раз должен завершиться эксперимент с участием МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора, предполагающий возможность подачи таких жалоб через сайт «Госуслуги» (хотя ранее его предлагалось запустить еще 10 июля; см. “Ъ” от 7 июля).
Как следует из текста законопроекта ко второму чтению, с 2023 года досудебный порядок станет обязательным условием для обжалования решений контролеров в суде.
Отметим, что бизнес выражал опасения по поводу того, что реформа может затянуться. При этом они были связаны даже не с законом о госконтроле, а со скоростью актуализации обязательных требований. Напомним, «регуляторная гильотина» предусматривает пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований и отсечение устаревших и дублирующих норм. Пока, по данным РСПП, актуализованы требования только для 56% видов контроля (см. “Ъ” от 15 июля). При этом сдвигать сроки запуска «гильотины» не планируется: согласно опубликованной вчера итоговой версии второго законопроекта реформы КНД — об обязательных требованиях, новый механизм должен «сработать», как и было запланировано, 1 января 2021 года.
Этот законопроект вводит принципы установления обязательных требований к бизнесу и порядок их вступления в силу — в отличие от проекта о госконтроле, кардинальных изменений за время доработки ко второму чтению он не претерпел. Впрочем, в нем появились изменения «на злобу дня» — депутаты и Минэкономики учли уроки пандемии. Законопроект предполагает, что новые требования должны вступать в силу 1 марта и 1 сентября, но это требование не будет касаться «чрезвычайных» актов, принимаемых, например, в случае введения режима повышенной готовности.