Минэкономики оценило тариф ФСК
Сетевая реформа обойдется крупному бизнесу в 42 миллиарда рублей в год
После короткого перерыва на карантин правительство вновь вернулось к обсуждению перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе. По данным “Ъ”, Минэкономики, несмотря на жесткое сопротивление бизнеса, поддержало повышение тарифа ФСК в течение пяти лет. По оценкам министерства, хотя нагрузка на крупных потребителей вырастет на 42 млрд руб. в год, экономия для малого и среднего бизнеса будет выше. Но крупная промышленность указывает на «фактологические» ошибки в расчетах и просит учесть экономические последствия коронавируса.
Минэкономики решило в целом поддержать механизм дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными сетями) по итогам совещаний с профильными ведомствами, «Россетями» и представителями бизнеса, следует из письма главы ведомства Максима Решетникова вице-премьеру Юрию Борисову (документ от 7 июля есть у “Ъ”, отправку письма подтвердили в Минэкономики). По мнению Минэкономики, реформу нужно продлить с трех до пяти лет, а потребителям, имеющим договор на присоединение к сетям ФСК, дать льготный период на семь лет. При этом необходимо предусмотреть механизмы, обеспечивающие снижение тарифа для клиентов распределительных сетей.
Дифференциация тарифа ФСК предлагается для более равномерного распределения перекрестного субсидирования в сетях (его годовой объем оценивается в 234,8 млрд руб.). Тариф ФСК для крупного бизнеса постепенно вырастет, а тариф распределительных сетей должен снизиться.
По оценкам Минэкономики, в результате реформы тарифная нагрузка на прямых потребителей ФСК вырастет на 42 млрд руб. в год. Конечные тарифы для крупного бизнеса в среднем по стране увеличатся на 9,2%, а для потребителей распределительного сетевого комплекса снизятся на 1,7%.
Положительный эффект на отдельные показатели малых и средних предприятий «будет выше относительных потерь крупных предприятий», пишет господин Решетников. Потери крупного бизнеса в части финансового результата составят 0,3%, объем инвестиций в основной капитал практически не изменится, а оптимизация численности сотрудников составит до 4,1 тыс. человек. При этом финансовый результат малого и среднего бизнеса может увеличиться на 1%, инвестиции в основной капитал — на 0,42%, а численность сотрудников — на 7,2 тыс. человек. Расходы бюджетных потребителей на оплату электроэнергии в совокупности сократятся на 1,3 млрд руб.
В Минэнерго сообщили “Ъ”, что не получали расчеты Минэкономики. Министерство по-прежнему выступает за проведение реформы в течение трех лет, но готово обсуждать и продление действия механизма на пятилетний срок.
В ФАС и «Россетях» комментариев не дали. Вопрос дифференциации тарифа, по данным “Ъ”, вынесен на совещание в правительстве на уровне министров и вице-премьеров 18 июля.
Резко против дифференциации тарифа ФСК выступает энергоемкий бизнес, угрожая сворачиванием инвестпроектов и переходом на собственную генерацию из-за резкого роста расходов. Минэкономики не обсуждало с бизнесом окончательные расчеты по росту тарифа, говорят собеседники “Ъ”. Источник “Ъ” в РСПП добавляет, что ведомство при оценке последствий не учитывало экономический кризис на фоне коронавируса и снижение цен на основную продукцию крупных потребителей.
«Доклад Минэкономики не отражает позицию бизнеса и, кроме того, содержит фактологические ошибки в расчетах последствий: промышленность уже несет около двух третей всей "перекрестки"»,— сообщили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет крупных потребителей энергии). Предложение нарастить финансовую нагрузку приведет к «тяжелым, подчас необратимым» последствиям для энергоемких предприятий, считают в ассоциации.