Кредиты выдадут на кассах
Какие документы необходимо предоставить для оформления займа
Держателям карт «Сбербанка» стала доступна новая услуга — кредиты прямо на кассе магазинов. Для оформления договора не нужно ничего кроме дебетовой карты. Оценят ли этот сервис россияне? И есть ли риски утечки персональных данных таких заемщиков? Об этом — Андрей Загорский.
Разумеется, речь не идет о приобретении в кредит хлеба или других продуктов повседневного спроса, использовать новый сервис будет вполне уместно при покупке так называемых товаров длительного пользования.
Работает схема просто. На кассе магазина нужно вставить дебетовую карту в обыкновенный терминал для безналичной оплаты и ввести пин-код, — благодаря специальной технологии этого достаточно, чтобы пройти аутентификацию, подать заявку на кредит и подписать договор с банком при помощи цифровой подписи. Вся процедура занимает порядка пяти минут, после чего продавец передает приобретенный в кредит товар покупателю.
Потребителю удобно, магазин получает дополнительную выручку, а «Сбербанк» за счет нового сервиса может нарастить объемы кредитования и увеличить долю рынка. Крупнейшая кредитная организация страны намерена его активно развивать, рассказал “Ъ FM” директор дивизиона «Занять и сберегать» «Сбербанка» Сергей Широков: «Банк ставит себе цель максимально удовлетворять потребности своих клиентов. Продуктовая линейка для этого должна быть максимально полной.
И вот до недавних пор нам не хватало в линейке POS-кредита, которым могут воспользоваться физические лица в розничных магазинах.
Развитие сервиса будет происходить в двух основных направлениях. Первое — это, конечно же, клиентский опыт. Уже сейчас оформление кредита через платежный терминал занимает около пяти минут, но наша задача — еще минимизировать это время и сделать процесс еще более простым и быстрым. Вторым направлением является, конечно, расширение партнерской базы. В ближайшее время мы планируем подключить к сервису крупнейшие торговые сети».
Новая схема внедряется в рамках развития сервиса «Покупай со “Сбербанком”». Ранее через него можно было приобрести товары в кредит только в онлайн-формате через сайт платформы.
Для того чтобы воспользоваться новой услугой, не нужно ни заполнять анкету, ни подписывать договор на бумаге, ни предъявлять какие-либо документы.
Данные клиента не передаются ни продавцу, ни кому бы то ни было еще. Предполагается, что все это делает сервис не только удобным, но и безопасным. Однако, это верно лишь при одном важном условии, пояснил “Ъ FM” технический директор компании Qrator Labs Артем Гавриченков: «Здесь важно, чтобы клиент в момент заключения сделки сам понимал, что ему нужно общаться на эту тему исключительно с банком, а магазин здесь ни при чем, его задача — только отдать товар и пробить чек. То есть перед “Сбербанком”, по сути, стоит задача четко это объяснить клиентам. В противном случае фактически будет большой соблазн для магазинов попытаться эту информацию условно выцыганить, так как новый банковский продукт и пользование им может быть не очевидно для его целевой аудитории».
Новая схема кредитования прямо на кассе магазина вряд ли будет использована многими игроками банковской отрасли. Свои аргументы привел независимый экономический эксперт Семен Новопрудский: «Мне кажется, что это вряд ли будет активно тиражироваться в России в ближайшее время. Технологически себе это могут позволить только либо, собственно, “Сбербанк” как самый богатый банк и имеющий огромную разветвленную сеть клиентов, в том числе торговых, и высокотехнологические банки, то есть, например, вполне возможно, что-нибудь похожее вдруг захочет сделать “Тинькофф”. Но мне кажется, что это вряд ли все-таки будет какой-то формой кредитования, которая станет всеобщей, то есть это только либо для крупных банков, либо для каких-то очень нишевых проектов банков чуть поменьше, у которых будет соответствующая инфраструктура, но у них такие проекты не будут сильно распространены».
На данный момент услуга оформления кредита от «Сбербанка» на покупку товара прямо на кассе магазина доступна более чем в двух тысячах торговых точек.
В июне количество обращений россиян за кредитами вышло на докризисный уровень и составило 105% от январского показателя. Такие данные привело Бюро кредитных историй «Эквифакс». При этом, согласно статистике, банки удовлетворяют примерно лишь треть заявок.