Четверо суток над землей
Вывозной рейс, эвакуировавший россиян из Африки, побил рекорд по длительности нахождения в воздухе
В ночь на понедельник в московском аэропорту Шереметьево приземлился вывозной рейс-рекордсмен. Экипаж провел в воздухе более 100 часов, чтобы вывести россиян и граждан Украины и Казахстана из девяти африканских стран и Иордании. Для технической подготовки рейса потребовалось несколько недель, но люди ждали его гораздо дольше — с конца марта, когда Россия закрыла свои границы из-за пандемии коронавируса.
Самолет авиакомпании Royal Flight вернул домой россиян, а также граждан Украины и Казахстана. Операция по их вывозу, получившая неофициальное название «Африканское кольцо», была уникальна. Из Москвы в аэропорт Дар-эс-Салама в Танзании прибыл российский самолет, совершивший затем в течение 24 часов шесть взлетов и шесть посадок — в Либерии, Гане, Камеруне, Уганде (там также присоединился пассажир из Руанды), Кении и снова в Танзании.
После ночевки в Дар-эс-Саламе на рейс подсели пассажиры из Эфиопии, Мозамбика и самой Танзании. Затем самолет вылетел в Иорданию, где также забрал пассажиров, после чего взял курс на Москву. В аэропорту Шереметьево самолет приземлился в ночь на понедельник. Всего домой вернулись 205 человек и две собаки. Учитывая дальность маршрута, рейс осуществляли три экипажа — всего 40 человек.
Для пассажиров рейс был полностью бесплатным. Как пояснила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, благотворители были найдены через Российский союз промышленников и предпринимателей. Они же оплатили ночевку в Танзании для пассажиров и экипажей.
По словам госпожи Захаровой, «Африканское кольцо» стало уникальной операцией среди вывозных рейсов, как по длительности маршрута, так и по числу людей, задействованных в организации,— их было в несколько раз больше, чем самих пассажиров.
Подготовка рейса шла несколько недель, но люди ждали его практически с момента закрытия российских границ в конце марта. Со многими россиянами сотрудники МИД РФ вели переписку на протяжении нескольких месяцев, поддерживая их в нелегкой ситуации и обещая забрать домой при первой же возможности.
О сложности отправки рейсов в Африку в МИД говорили неоднократно. Россияне оказались разбросанными по всему континенту небольшими группами. Кто-то путешествовал, кто-то был в гостях, кто-то работал по контракту. Лететь за маленькой группой накладно. Для примера: самые многочисленные группы пассажиров, вернувшихся домой из Африки, забрали из Кении и Уганды (38 и 35 человек соответственно). Из Эфиопии улетели двое, а из Мозамбика — пять человек. Но как подчеркивают дипломаты, в данном случае количество не имеет значение.
У этих людей практически не было вариантов вернуться в Россию, кроме вывозного рейса.
С начала апреля, после закрытия границ российские ведомства начали реализацию специального механизма по вывозу туристов, одновременно заработала программа по выплате материальной помощи тем, кто не мог попасть домой. По словам Марии Захаровой, российские власти использовали зарубежный опыт, глядя, как проводят эвакуацию своих граждан США, Германия «и многие-многие другие страны, у которых мы где-то чему-то учились, где-то что-то подсматривали, где-то что-то копировали, но в результате получилась наша собственная схема».
Госпожа Захарова подчеркнула, что российскую модель отличает непрерывность полетов (почти каждый день в Россию прилетает несколько вывозных рейсов), а также редкая солидарность практически всех органов власти — законодательной и исполнительной, центральной и региональной, а также представителей общественности и бизнеса, которые подключились к решению проблем граждан, застрявших за границей. Участвовали в этой работе и дипломаты, и волонтеры из других стран, помогавшие россиянам. В свою очередь, на российских рейсах получили возможность вернуться домой граждане бывших республик СССР.
Вначале шла речь об одном рейсе из одной страны в один российский регион. Постепенно география рейсов стала расширяться. К работе подключились российские регионы, которые начали координироваться друг с другом. Далее по мере возможности российские авиакомпании также стали стараться забирать пассажиров сразу из нескольких стран за раз.
По словам Марии Захаровой, такие рейсы в шутку стали называть «маршрутками» и «электричками».
До сих пор одним из самых сложных стыковочных рейсов был сбор пассажиров из пяти африканских стран с посадкой в Тюмени и Москве. Этот самолет вернулся домой 16 июля. Однако рекорд продержался всего три дня до реализации проекта «Африканское кольцо».
Для организации рейсов нужно не просто собрать списки пассажиров и найти самолет. Логистика — одна из самых сложных проблем. Во многих странах аэропорты до сих пор не работают и открываются только под вывозные рейсы, нужно также учитывать эпидемиологическую ситуацию в стране, требования властей по соблюдения карантина.
Так, например, аэропорт Энтеббе (Уганда) не принимает самолеты в светлое время суток. По регламенту воздушная гавань закрыта с 9 до 17 часов. И это серьезно повлияло на выстраивание маршрута. В Уганде среди 35 пассажиров, поднявшихся на борт, был и россиянин, находившийся в Руанде. Недавно он перенес инсульт и решил воспользоваться возможностью вернуться домой. Чтобы он попал на рейс, сотрудники посольства РФ везли его до соседней страны 19 часов на автомобиле.
Из Кении россиян пытались забрать еще в июне, но собрать всех в одном месте не получилось. Там только 6 июля были ослаблены карантинные меры и открыли административные границы между районами страны. Благодаря этому все желающие смогли добраться до столицы. Правда, в последний момент оказалось, что четыре человека решили не лететь. Такие случаи тоже не редки и составляют проблему при организации рейса. Люди стучат во все инстанции с просьбой их вывезти, а при реальной регистрации на рейс на нем может оказаться меньше пассажиров, чем планировалось. Так уже не раз было с Иорданией. Тем не менее работа продолжается.
С начала апреля благодаря разработанному алгоритму вывоза туристов в Россию вернулись около 60 тыс. человек. Из них почти 50 тыс. были вывезены непосредственно российскими авиакомпаниями. Работа механизма по оказанию содействия вывозу туристов будет продолжаться до открытия границ и полного восстановления авиасообщения.
«У нас огромное количество российских граждан, которые находятся за рубежом, это сотни тысяч человек. Они там живут, работают, учатся, у них там совместные семьи. И каждый день у этих людей что-либо случается — и хорошее, и плохое: рождаются дети, к сожалению, уходят родственники, болеют»,— сказала Мария Захарова.
С конца мая—начала июня, когда мировая логистика начала оживать, в Москве пытаются сочетать рейсы зарубежных авиакомпаний с российскими вывозными рейсами. По словам Марии Захаровой, многие граждане РФ смогли добраться до европейских аэропортов, откуда вылетели в Россию. Она привела в пример туристов из Австралии и Новой Зеландии, откуда не было прямых вывозных рейсов. По данным “Ъ”, транзитом из этих двух стран смогли выехать сотни человек, в том числе поменяв свои старые билеты.
Однако не у всех есть такая возможность. Так, Евгения Старовойт, застрявшая в Австралии, рассказала “Ъ”, что у нее не получилось поменять билет, чтобы добраться до Европы, а денег на покупку нового нет. По ее словам, у других туристов финансовые проблемы возникли после того, как 30 июня была прекращена материальная помощь, оказываемая туристам по постановлению №433 правительства РФ (ППРФ). Более того, не все из них эту помощь получили. О проблемах с помощью говорят и туристы в других странах. На портале Change.org появилась петиция с просьбой к правительству о продлении действия этого постановления.
Как отметила Мария Захарова, вопрос о продлении помощи не в компетенции МИДа. Однако она обратила внимание, что для многих россиян стало сюрпризом, что программа была рассчитана на то, чтобы люди смогли дотянуть до первой возможности вернуться домой — либо прямым рейсом, либо с пересадкой, а не на то, чтобы они смогли продолжать отдыхать за границей. По ее словам, если человек принимает решение не лететь, когда такая возможность есть, значит, он рассчитывает силы на то, что остается. При этом она признала, что бывают разные случаи.
По данным МИД РФ, материальную помощь по постановлению 433 ППРФ получили 23093 человека (по 17056 заявлениям). Доля положительно рассмотренных заявлений — около 27%.