«Спад в отрасли окажется еще глубже»
Гендиректор сети «Петрович» Евгений Мовчан о перспективах DIY-ритейла
Во время самоизоляции DIY-ритейлеры, как и многие непродовольственные сети, вынуждены были сократить офлайн-продажи и развивать e-commerce. О том, как торговцы стройматериалами осваивали интернет во время режима самоизоляции, “Ъ” рассказал гендиректор сети «Петрович» Евгений Мовчан.
— Как пандемия вируса COVID-19 отразилась на вашей компании?
— Как и многие компании, мы были вынуждены сделать акцент на дистанционных каналах — сайте, приложении, колл-центре. Но поскольку мы и раньше делали на них фокус, у нас произошел серьезный прирост розничных продаж. Это было непросто: скачок спроса был кратный, произошла серьезная нагрузка на персонал и инфраструктуру и даже на магазины как на место выдачи заказов — в Москве и области они именно так работали.
— Вы нанимали дополнительный персонал на обслуживание онлайн-заказов?
— У нас был к моменту кризиса свой персонал, часть сотрудников мы взяли на время пандемии по соглашению с другими сетями, например «Спортмастером».
Несмотря на рост онлайн-заказов в рознице, этот сегмент в b2b-канале серьезно пострадал.
На этот канал у нас приходится 40% продаж. Туда входят застройщики, подрядные компании, выполняющие отделочные работы. Во время режима самоизоляции в Москве и Подмосковье большинство строек было заморожено больше месяца.
— Как это отразилось на операционных показателях компании?
— Несмотря на негативный фон, в целом за первое полугодие 2020 года выручка «Петровича» увеличилась на 26% год к году, до 32,4 млрд руб. (без НДС). Это отличается от наших ожиданий в лучшую сторону в основном благодаря розничным продажам, которые до пандемии росли на 40%, и это явно превышало все планы.
— Какую долю от общего числа продаж вашей сети занимает e-commerce?
— Ее доля в Москве — 60%, в целом по другим регионам — 50%.
— Какие годовые показатели, по вашим оценкам, стоит ожидать от отрасли в целом?
— Есть разные мнения, коллеги из InfoLine ожидают, что в 2020 году DIY-рынок сохранит свои прошлогодние показатели в деньгах (1,5 трлн руб.— “Ъ”). Я думаю, что он сократится. Сначала у всех игроков DIY-рынка произошел скачок в продажах, а потом началось падение, которое будет, на мой взгляд, затяжным. Осенью, когда наступит возможная вторая волна пандемии, спад в отрасли окажется еще глубже. При самом благоприятном стечении обстоятельств в следующем году сегмент DIY восстановится.
— В 2020 году вы открыли первый за несколько лет объект в ближайшем Подмосковье. Насколько это позволило нарастить присутствие в регионе?
— Сейчас нацеливаемся на север города, в следующем году откроем строительный торгцентр на Дмитровском шоссе. В планах еще минимум пять центров, объединяющих склад и торговый зал, как у нас на Симферопольском шоссе.
— Какие города у вас в планах?
— Мы работаем на Северо-Западе страны (Петербург, Выборг, Петрозаводск, Луга, Гатчина, Кингисепп) и в центральной части, включая Тверь, Калугу и Владимир. Нас интересуют самые динамично растущие города-миллионники, которые одновременно являются центрами крупных агломераций и имеют вокруг себя большие рынки сбыта: это Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар.
— Изменил ли разразившийся в этом году кризис стратегию компании?
— Нет, мы продолжим работать в формате омниканальности. Мы хотим сформировать экосистему, удовлетворяющую все потребности клиента вокруг всего процесса строительства и ремонта. Поэтому «Петрович» не будет частью ни одного маркетплейса. В рознице у нас две категории клиентов — это профессионалы (прорабы) и конечные потребители. Для каждой из этих групп мы создаем свои сервисы.
Мы считаем, что клиентам нужны экспертиза и помощь в ремонте и стройке, это сложное дело. Для прорабов мы создали «Петрович.Бро», который позволяет управлять и сметами, и бригадам.
Наша цель — чтобы прораб мог взять не два или три объекта, а четыре или пять и зарабатывать больше денег. Также мы помогаем клиентам найти бригаду для ремонта на нашей бирже профессионалов «ПроПетрович».
DIY-ритейлеры избежали изоляции
Вынужденные закрыть свои магазины DIY-сети с конца марта заработали в штатном режиме после того, как продаваемые ими товары вошли в перечень первой необходимости. До этого из-за распространения COVID-19 ритейлеры были вынуждены закрыть свои точки в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов.