Пассажиропоток запросил внеплановую посадку
Итоги первого полугодия могут заставить оператора Пулково отложить инвестпланы второй очереди строительства аэропорта
Петербургский аэропорт Пулково по итогам шести месяцев 2020 года обслужил 4,1 млн пассажиров, что более чем два раза ниже аналогичного показателя прошлого года, когда пассажиропоток составил почти 8,8 млн человек. На фоне продолжающегося локдауна на международных линиях оператор аэропорта заявляет, что полностью восстановил трафик на внутренних линиях. Впрочем, текущий рост, по мнению экспертов, может быть связан с отложенным спросом. Аналитики считают очевидным пересмотр инвестпрограммы Пулково в новых условиях.
Показатели приводит ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, оператор аэропорта). Как уточнили в пресс-службе управляющей компании, на внутренних рейсах за отчетный период обслужено 77% пассажиров, что соответствует примерно 3,16 млн человек (снижение на 44% к аналогичному показателю прошлого года), а на международных — 23%, что соответствует около 0,94 млн человек (более чем трехкратное сокращение).
«В условиях пандемии COVID-19 вся авиационная отрасль находится в беспрецедентной ситуации. В настоящее время аэропорт Пулково обслуживает внутренние рейсы и вывозные рейсы из-за рубежа»,— подчеркивают в ВВСС.
По итогам шести месяцев 2020 года в список самых востребованных маршрутов аэропорта Петербурга по объему пассажиропотока вошли российские города Москва, Калининград, Сочи, а также Новосибирск и Краснодар. По итогам аналогичного периода 2019 года вместо последних самыми востребованными направлениями были Симферополь и Екатеринбург. На международных линиях петербуржцы чаще летали в Анталью, Минск, Франкфурт-на-Майне, Париж и Мюнхен.
В ВВСС отмечают, что трафик на внутренних рейсах полностью восстановлен, основываясь на показателях первых недель июля. В операторе уточняют, что с 1 по 19 июля 2020 года аэропорт Пулково обслужил более 470 тыс. пассажиров, что совпадает со значением регионального трафика в этот же период 2019 года. Всего в июле 2019 года воздушная гавань обслужила 2,2 млн человек (из них 1,27 млн человек на внутренних линиях, 0,94 млн — на международных направлениях).
В первой половине июля, когда российские города стали постепенно снимать ограничения, введенные для противодействия распространению эпидемии коронавируса, наиболее востребованными направлениями стали Симферополь, Сочи, Калининград, Новосибирск, Анапа, Екатеринбург, Краснодар, Уфа, Казань, Минеральные Воды и Челябинск, сообщили BG в ВВСС.
С 24 июля 2020 года ВВСС также планирует увеличить тарифы на обслуживание авиакомпаний на рейсах в Москву и за рубеж. Решение принято в связи с отсутствием индексации тарифов аэропорта для региональных рейсов с 2017 года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на представителя аэропорта. Однако, по словам собеседника агентства, повышение тарифов для российских перевозчиков составит около 8–12% и на стоимости билетов для пассажиров отразится незначительно: +65 рублей для билетов в Москву и +53 рубля для международных направлений.
В 2020 году Пулково планирует представить мастер-план развития аэропорта в среднесрочной перспективе. Как сообщал ранее “Ъ”, оператор рассматривает расширение существующих терминальных мощностей, а также строительство новых на фоне прогнозного роста пассажиропотока петербургской гавани до 25 млн человек к 2023 году и до 35 млн человек к 2039 году. С учетом либерализации авиасообщения (электронных виз и режима открытого неба) представители аэропорта заявляли, что пассажиропотока в объеме 35 млн человек можно будет достичь уже к 2025 году. Инвестиции в реконструкцию аэропорта оценивались в €0,4–0,5 млрд. Итоговые планы развития ВВСС намеревается представить правительству Петербурга в сентябре.
ВВСС принадлежит Thalita Trading Limited, в которой у «ВТБ Капитал» — 25,01%, по 25% принадлежит РФПИ с пулом иностранных инвесторов и немецкой Fraport, еще 24,99% у Qatar Investment Authority. Оператор управляет аэропортом на основе ГЧП. Первая очередь реконструкции Пулково реализована в 2011–2015 годах и обошлась в €1,2 млрд.
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что проект должен быть серьезно переосмыслен в связи с появлением новых глобальных рисков, связанных с пандемией. «Это ставит под угрозу и планы привлечения новых партнеров-авиакомпаний, и расширение маршрутной сети. Кроме этого, осложняется привлечение финансирования: в связи с рисками ослабления курса рубля и с тем, что банки пересматривают проекты развития аэропортовой инфраструктуры»,— отмечает аналитик.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не исключает, что планы развития Пулково могут незначительно сдвинуться по срокам. Однако он отмечает, что аэропортовому бизнесу преждевременно пересматривать стратегии. По его мнению, восстановление отрасли во многом будет зависеть от ситуации с банкротством авиакомпаний, что может запустить цепную реакцию: сокращение конкуренции приведет к росту тарифов у оставшихся перевозчиков, что вызовет снижение спроса на авиаперевозки и в итоге может замедлить темпы восстановления рынка. Риск, безусловно, существует, но он проявится в четвертом квартале 2020 года — начале 2021 года, считает эксперт. Текущие показатели пассажиропотока на внутреннем рынке и их стремительное восстановление господин Пантелеев связывает с отложенным спросом.