Wi-Fi вышел из карантина
Его потребление в метро снизилось
Пассажиры московского метро после выхода из самоизоляции стали реже пользоваться там Wi-Fi, рассказали источники “Ъ” среди операторов. Трафик восстанавливается вместе с пассажиропотоком, а подписки приносят всего 5% выручки, парирует оператор Wi-Fi в метро «МаксимаТелеком». К докризисным его показатели могут вернуться к сентябрю, прогнозируют эксперты.
Потребление Wi-Fi в московском метро сократилось после снятия ограничительных мер из-за коронавируса по сравнению с докарантинным периодом, рассказал “Ъ” источник в одной из компаний-партнеров Wi-Fi-провайдера «МаксимаТелеком».
Помимо падения пассажиропотока собеседник “Ъ” связывает снижение потребления с отказом части абонентов от платной подписки, которая позволяет пользоваться Wi-Fi без рекламы.
Такие пассажиры стали пользоваться сетями мобильных операторов, чье качество работы в туннелях выросло за последний год, поясняет источник. О снижении числа пользователей Wi-Fi в метро говорит еще один собеседник “Ъ” в федеральном операторе. Трафик Wi-Fi в метро ощутимо снизился из-за пандемии, признавал гендиректор компании «Квант» (51% принадлежит холдингу «Газпром-медиа», 49% — «МаксимаТелеком») Артем Пуликов 26 июня.
«МаксимаТелеком» управляет сетями Wi-Fi в нескольких городах, по итогам 2019 года она стала крупнейшим оператором на этом рынке по выручке, заняв, по оценкам «ТМТ Консалтинга», 43%, обойдя «ЭР-Телеком», «Ростелеком» и «Вымпелком».
Пандемия действительно повлияла на трафик Wi-Fi в метро, но темп его восстановления совпадает с восстановлением пассажиропотока, который сейчас составляет 60–70% от показателей прошлого года в зависимости от дня недели, заявили “Ъ” в пресс-службе «МаксимаТелеком». Там добавили, что доля подписок в выручке группы не превышает 5%, а по итогам второго квартала число платящих абонентов к аналогичному периоду прошлого года даже выросло на 5%, до 170 тыс. пользователей. Это случилось в результате партнерства с мобильными операторами, которые предлагают бесшовный доступ к Wi-Fi в метро без рекламы, отмечают в компании. Такой способ подключения она запустила в октябре 2019 года с Tele2, а в декабре и с «Тинькофф Мобайл» (работает на сети Tele2).
7 миллиардов рублей
составил объем рынка услуг Wi-Fi в 2019 году (данные «ТМТ Консалтинг»)
Пользователям МТС давно не приходится переключаться в метро на Wi-Fi, поскольку покрытие 4G обеспечено на станциях и в тоннелях, заявил представитель компании. По сравнению с докарантинным периодом он оценил падение интернет-трафика в метро в 16%, но отметил, что с учетом летнего снижения пассажиропотока потребление уже восстановлено на 95%.
Трафик «Вымпелкома» в метро после снятия режима самоизоляции вырос на 60%, но пока не достиг докарантинного уровня — в июле он на 5% меньше, чем в феврале, говорит представитель оператора. В «МегаФоне» объем передачи данных в метро в июне вдвое превысил майский, добавили в компании. Подземный интернет-трафик Tele2 6–12 июля вырос по сравнению с пиком самоизоляции (6–12 апреля) на 160%. Пока потребление мобильного интернета остается ниже докарантинных значений, говорят в операторе, напоминая, что летом трафик в метро традиционно ниже зимних и весенних значений из-за отпусков.
Подписки составляют незначительную долю в доходах «МаксимаТелеком», поэтому отток вряд ли серьезно повлияет на показатели компании, считает управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев, к тому же часть абонентов сотовых операторов по-прежнему не устраивает качество их услуг в метро, поэтому они продолжат пользоваться Wi-Fi. Отток части платящих абонентов закономерен, поскольку в период самоизоляции ежемесячная плата продолжала списываться, что не могло остаться незамеченным, отмечает руководитель Content Review Сергей Половников. Спрос на Wi-Fi в метро, по его мнению, будет снижаться по мере развития там операторских сетей. Трафик Wi-Fi сократился примерно наполовину по сравнению с периодом до карантина, о чем говорит и снижение цен на размещение там рекламы, указывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. К докризисным показателям «МаксимаТелеком» может вернуться к сентябрю, если в России не будет второй волны пандемии, считает он, в противном случае компания потеряет 30–40% годовой выручки.