Статистика бьет тревогу
Смертность в инфекционных стационарах Петербурга в разы выше числа умерших от COVID-19
С апреля по июнь 2020 года в больницах умерли около 5 тыс. человек с подтвержденным коронавирусом или подозрением на него, сообщил сегодня депутат Законодательного собрания Борис Вишневский со ссылкой на данные Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Число умерших непосредственно от COVID-19, по данным Смольного, на сегодня составляет 1807 человек, а на конец июня — 1008. Однако эта статистика на конкретное число не тождественна реальному количеству смертей от коронавируса к этой дате, говорят в комитете по здравоохранению города. Она формируется по результатам ретроспективного анализа городской комиссии по летальным исходам, решение которой от дня смерти может отделять длительное время. Множество смертей людей с COVID-19 не связано непосредственно с вирусом, говорят в комздраве, кроме того, статистика по смертности игнорирует умерших, в том числе с пневмонией, у которых наличие COVID-19 не было подтверждено лабораторно.
Ответ управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу о числе умерших с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее в Петербурге с апреля по июнь депутат Законодательного собрания города Борис Вишневский 20 июля опубликовал на своей странице Facebook. Исходя из документа, с апреля по май 2020 года в ведомство поступило 2533 обращения из медицинских учреждений, связанные с необходимостью разъяснить порядок погребения лиц, умерших при установленном диагнозе COVID-19 или внебольничной пневмонией с подозрением на него. Еще 2404 таких обращения Роспотребнадзор получил с 1 по 25 июня. Учитывая, что медицинские учреждения посылают одно обращение по каждому умершему и Роспотребнадзор регистрирует их лишь раз, число обращений равно числу умерших в больницах города с ковидом и подозрением на него, уточняет господин Вишневский,— всего 4937.
По официальным данным Смольного, на 25 июня от коронавирусной инфекции в городе умерли около 1 тыс. человек, замечает депутат, указывая на критический разрыв в статистике.
“Ъ-СПб” ознакомился с ответом Роспотребнадзора депутату на первый запрос, датированный 7 июля (опубликованные данные ведомство прислало господину Вишневскому по просьбе уточнить его). В нем говорится, что с марта по май 2019 и в марте 2020 года ведомство вовсе не получало таких запросов. Подсчеты ведомства касаются лиц, умерших с установленным диагнозом COVID-19 и в перепрофилированных под него стационарах (включая внебольничные пневмонии и подозрение на COVID-19), то есть больничной смертности.
Пресс-секретарь Роспотребнадзора по Петербургу сообщила, что находится в отпуске, и посоветовала обратиться с запросом о том, как велись подсчеты, к своей коллеге, однако та на телефонные звонки “Ъ-СПб” не ответила.
В комитете по здравоохранению города “Ъ-СПб” пояснили, что данные, представленные на сайте СТОПКОРОНАВИРУС, отражают количество умерших, у которых новая коронавирусная инфекция стала первопричиной смерти. «Между тем в первом полугодии 2020 года у более чем 2,4 тыс. человек COVID-19 был выявлен, но скончались они от последствий тяжелых хронических заболеваний. Так, если человек умирает от инфаркта миокарда или инсульта и коронавирусная инфекция признается не основным, а сопутствующим заболеванием, он попадает в статистику умерших от инфаркта или инсульта. Если человек погибает в ДТП и у него посмертно обнаруживается носительство COVID-19, основной причиной смерти становится ДТП»,— говорят в пресс-службе ведомства. Кроме того, в официальную статистику по смертности от коронавируса попадают только люди с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19. «Если у человека была внебольничная пневмония и клиническая картина COVID-19, но наличие коронавирусной инфекции не удалось подтвердить лабораторно, он захоранивается по тем же правилам, что и больной с COVID-19, но в статистику не попадает»,— добавили в комитете. В ведомстве не смогли предоставить данные по смертности от других заболеваний, например тех, обострение которых могла бы повлечь коронавирусная инфекция.
Таким образом, из 5 тыс. летальных случаев в инфекционных стационарах города с апреля по 25 июня первопричиной не менее 1 тыс. смертей, по мнению действующей комиссии по анализу летальных исходов, был COVID-19, еще 2,4 тыс.— смерти от иных болезней людей с COVID-19, еще часть — смерти от внебольничной пневмонии пациентов, анализы которых не показали COVID-19.
Но даже так сравнивать эти показатели нельзя, считают в комитете по здравоохранению. «Данные на 25 июня по количеству умерших от коронавируса не отражают реальное число этих смертей. В эту статистику до сих пор попадают случаи смертей в июне, мае и даже апреле. Это связано со скоростью работы комиссии, которая, в свою очередь, может приступить к рассмотрению только после поступления официального заявления о смерти, которое от дня реальной гибели человека может отделять и день, и месяц»,— объясняют в комздраве.
В частности, 16 июля в Петербурге зарегистрировано 22 случая смерти от новой коронавирусной инфекции. «Среди умерших — девять мужчин и тринадцать женщин. Пациенты скончались в мае, июне, июле 2020 года. Основным заболеванием, которое привело к смерти, признана двусторонняя пневмония, обусловленная коронавирусной инфекцией СOVID-19»,— говорится в последнем сообщении комитета.