Водителей оставляют без разбору
В России планируют запретить ставить на машины ряд б/у запчастей
В России запретят устанавливать на автомобили бывшие в употреблении глушители, рулевые рейки, компоненты тормозной системы, ремни безопасности и подушки безопасности. Соответствующие поправки вносятся в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Запрет вступит в силу не раньше 2022 года, к тому году власти должны определиться, каким образом контролировать новые правила и какой штраф взимать за нарушение.
О планируемых запретах первым сообщил журнал «За рулем», сославшись на пакет изменений в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Заместитель гендиректора по техническому регулированию ФГУП НАМИ (технический разработчик поправок) Сергей Аникеев подтвердил “Ъ” планы обозначить в документе перечень компонентов транспортных средств, «повторное использование которых не допускается»:
- подушки и ремни безопасности,
- сиденья со встроенными креплениями ремней и подушек безопасности,
- компоненты рулевой системы и тормозов,
- противоугонные системы,
- катализаторы и сажевые фильтры,
- глушители.
«Эти компоненты являются критичными для обеспечения безопасной езды,— пояснил “Ъ” господин Аникеев.— Их демонтируют с выведенных из эксплуатации транспортных средств, которые либо исчерпали свой ресурс, либо были повреждены в результате ДТП. Гарантировать отсутствие скрытых повреждений компонентов, а также наличие усталостных разрушений невозможно».
Запчасти нередко восстанавливают «в гаражных условиях», отметил он, и никто не проверяет их «характеристики и безопасность».
Запрет на применение ряда б/у запчастей уже прописан в ООН №133 «Требования к безопасной утилизации транспортных средств», техрегламент нужно привести в соответствие с ними, пояснил “Ъ” господин Аникеев.
Подготовка поправок под руководством Минпромторга РФ заняла три года, рассказали “Ъ” в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): «Необходимо было учесть информацию, поступающую от бизнес-сообществ, научных и общественных организаций, иных заинтересованных лиц». В ходе общественного обсуждения поправок с 21 марта по 1 июня 2020 года ЕЭК получила комментарии от МАЗа, АвтоВАЗа, КамАЗа, УАЗа, ГАЗа, Ассоциации европейского бизнеса, других компаний. Планируется еще ряд согласительных мероприятий, в рамках которых «бизнесу будет предоставлена возможность дать свои комментарии по проекту», добавили в комиссии. В силу изменения вступят не раньше середины 2022 года, поясняют в НАМИ.
Кто и как будет контролировать соблюдение новых правил, пока неизвестно. Штрафов тоже не существует и неясно, когда появятся.
Это отмечает источник, знакомый с разработкой документа: соответствующие нормативные акты должны быть разработаны после вступления в силу регламента. Отметим, действующая редакция документа уже содержит ряд номинальных запретов. Например, с декабря по февраль запрещено ездить на летней резине, но санкций за нарушение нет.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, комментируя документ, отмечает, что «ни один мастер не сможет понять, заводской стоит на машине катализатор или подушка или замененный на подержанный». Попавшие в запретный перечень запчасти «активно используются повторно, в том числе и при тюнинге и индивидуальном творчестве», говорит гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
«Содержание автомобиля будет дорожать,— уверен он.— Сектор рынка по продаже б/у запчастей начнет сокращаться. Свято место пусто не бывает: китайцы начнут продавать новые, но некачественные запчасти взамен запрещенных, но качественных б/у. Вырастет рынок поддельных запчастей».
«Уверен, что в таком виде поправки в регламент вряд ли будут приняты, поскольку против них массово выступит автобизнес, причем не только российский, но и белорусский и казахский»,— прогнозирует господин Шапарин.
Заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов говорит о «крайне распространенной» практике заключения соглашений между страховщиками и автовладельцами, когда при восстановительном ремонте используется б/у запчасть: «Много автомобилей, к которым невозможно найти новую запчасть — они не выпускаются и не завозятся. А что говорить об автомобилях с правосторонним расположением органов управления, на которых ездит весь наш Дальний Восток?»
При установке неновой детали за обеспечение «безопасной эксплуатации автомобиля» отвечает сегодня автосервис и страховщик, но нужно «системное решение, которое дало бы необходимую гарантию безопасности», отмечает господин Маклецов.
«Необходима система сертификации таких изделий, которая обеспечит их соответствие требованиям по безопасности»,— считают в РСА.
Спрос на подержанные запчасти будет всегда, пока они стоят существенно дешевле новых, говорит глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» (объединяет 60 операторов ТО) Ярослав Васичков. «Никакие регламенты здесь не помогут,— уверен он.— В России на торговле б/у запчастями завязан огромный бизнес, в том числе страховой. В Европе стоимость запчастей гораздо ниже, при этом возможные риски установки неновой детали для автовладельца настолько выше, что он, конечно же, покупает новую деталь, если планирует и дальше эксплуатировать этот автомобиль».