Ученые хотят успеть до нового всплеска
Станет ли российская вакцина от COVID-19 первой на мировом рынке
Гонка вакцин подошла к своей кульминации. Россия планирует получить препарат раньше других стран, заявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Первая фаза испытаний прошла успешно — добровольцев выписали из стационаров. Аналогичный этап завершился и в Великобритании, там тестируют «оксфордскую вакцину». А по данным Bloomberg, российские чиновники и топ-менеджеры получили препарат еще в апреле. Возможно ли это? И почему не все ученые разделяют оптимизм властей? С подробностями — Иван Корякин.
Если представители российской элиты действительно испытали на себе вакцину еще в апреле, остается им лишь поаплодировать: пик заболеваемости тогда был еще не пройден, клинические испытания толком не начались, а неназванные бизнесмены и чиновники рискнули здоровьем.
Непонятно, правда, по какому принципу между ними распределяли препарат, если глава правительства, несколько федеральных министров и пресс-секретарь президента коронавирусом все-таки переболели. Сам Дмитрий Песков не в курсе, испытывал ли кто-то из его коллег вакцину: «Про то, что кто-то в администрации делал прививки, мне, честно говоря, неизвестно. И мне неизвестно, что в администрации какие-то были добровольцы, которые участвовали в программах клинического апробирования прививок».
Но одно имя все-таки известно — это Кирилл Дмитриев, глава Фонда прямых инвестиции. Он еще в июне говорил РБК, что получил вакцину, разработанную в НИИ имени Гамалеи, и приобрел антитела. И это логично, потому что РФПИ проинвестировал в проект по созданию препарата.
Помимо Дмитриева вакцину испытали несколько десятков добровольцев — из Сеченовского университета и госпиталя имени Бурденко выписались все участники эксперимента. Это был только первый этап, впереди еще две фазы. В рамках заключительной Россия даже отправит вакцину в страны Ближнего Востока. И это при том, что производство, по словам Дмитриева, должно начаться в августе. Научного руководителя НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова Виталия Зверева такие темпы настораживают: «Мне не нравится вся эта гонка.
Я не говорю, что вакцина плохая или там еще что-то, просто доказать, что она хорошая, за это время было невозможно.
Не делают вакцину за такие короткие сроки. Хотите, называйте "прототипом", хотите, называйте "кандидат вакцины", но пока это не вакцина, потому что пока доказательств безопасности и эффективности ее нет».
Одновременно с Россией первая фаза испытаний завершилась в Великобритании — там тестируют «оксфордскую вакцину» от компании AstraZeneca. Ее, к слову, планируют производить и в России, параллельно с препаратом от НИИ имени Гамалеи.
Они, по словам Дмитриева, похожи — обе относятся к векторным вакцинам на основе аденовируса. Механизм создания таких препаратов ученым известен, говорит заслуженный врач России, профессор медуниверситета имени Пирогова Александр Карабиненко: «Наш вакцинальный препарат основан на вакцине от вируса Эбола. Вообще инфекций этой группы — Эбола, коронавирус, вирус гриппа — это все респираторные вирусы, для которых, наверное, в перспективе можно создавать какую-то универсальную вакцину».
Чем ближе появление вакцины, тем больше вокруг нее слухов. На днях Лондон заявил, что русские хакеры атаковали научные кластеры — то ли ради саботажа, то ли в целях похищения технологий. Зачем они потребовались, правда, непонятно, если российская элита, как пишет Bloomberg, привилась от COVID-19 еще в апреле.
Да и если Москва будет выпускать не только свою, но и «оксфордскую вакцину», стоит ли говорить о гонке? Если кого и стоит опередить, то, пожалуй, вторую волную пандемии.
По словам Кирилла Дмитриева, в России необходимо в ближайшее время вакцинировать до 50 млн человек — практически каждого третьего. До конца года в стране могут выпустить более 30 млн доз препарата, но только в случае успешных испытаний.