Опера становится призраком
Забастовки и локдаун поставили Opera de Paris на колени
Из всех так или иначе пострадавших за время пандемии крупнейших европейских театров особенно солоно пришлось Парижской опере. Едва отпраздновав свое 350-летие, она вступила в один из самых тяжелых периодов за всю свою историю — нет спектаклей, нет денег и нет определенности с руководством: уходящий интендант Стефан Лисснер досрочно покидает Оперу в конце 2020 года, а приходящий — Александр Неф — на данный момент связан обязательствами в Торонто вплоть до лета 2021. С подробностями из Парижа — Мария Сидельникова.
Интендантов меняют на переправе
За последний год на Парижскую оперу обрушились все беды разом. Беспрецедентная по продолжительности забастовка против пенсионной реформы полностью парализовала работу главного французского театра с декабря 2019 года. Войну с профсоюзами руководство Оперы и правительство неизменно проигрывают. В феврале спектакли кое-как возобновились, и казалось, что худшее позади, но в марте разразилась пандемия COVID-19 и театр закрыли на неопределенный срок.
Определенность внес директор Стефан Лисснер. В начале июня в интервью газете Le Monde он заявил, что в бюджете дыра в €40 млн, что Опера поставлена на колени и не исключено, что к концу 2020 года ее оборотный капитал будет исчерпан. По его словам, экономическая ситуация требует радикальных, немедленных решений, которые будут иметь серьезные социальные последствия, и принимать их — дело будущего директора Александра Нефа («на борту должен быть один руководитель»), поэтому сам господин Лисснер уступает место и уходит за полгода до окончания своего контракта — в декабре 2020-го вместо августа 2021 года.
Впрочем, уже сейчас Стефан Лисснер не просто официально представлен на сайте оперного театра Сан-Карло в Неаполе как действующий генеральный менеджер и артистический директор, но и с присущей ему энергией строит творческие планы. Так, в конце июля пройдет большой оперный open-air с участием Анны Нетребко, Юсифа Эйвазова и Йонаса Кауфмана.
Решение Лисснера вызвало неоднозначную реакцию и стало неожиданностью даже для его преемника — по крайней мере так Александр Неф высказался в интервью газете Le Figaro. Канадская опера в Торонто, которой он руководит с 2008 года, пока не объявила, кто его сменит (в июне подходящего кандидата еще искали). «Не было принято никакого решения относительно ухода Александра Нефа из Канадской оперы до истечения его контракта в июле 2021 года»,— говорилось в коммюнике из Торонто.
Но в Париже, кажется, этот вопрос уже считают закрытым. Франк Рестер, бывший на тот момент министром культуры, поручил Александру Нефу аж с 1 июля заняться инвентаризацией Парижской оперы и к осени подготовить «программу поддержания престижа и великолепия Opera de Paris, в основе которой должна лежать новая экономическая, социальная и организационная модель работы театра».
Профсоюзная дезорганизация
Очевидно, что финансовые вопросы Парижской оперы сегодня заботят министерство больше всего. Ни один государственный театр во Франции не получает таких дотаций. Из €228 млн годового бюджета €95 млн поступают от Министерства культуры — это 45%. И пока непонятно, как текущий кризис отразится на государственном финансировании Оперы. Одна надежда на нового министра культуры — большую поклонницу оперного искусства и многолетнюю зрительницу Парижской оперы Розелин Башло. Очевидно и то, что выбор Александра Нефа — а его кандидатуру утверждал лично президент Эмманюэль Макрон — был сделан во многом исходя из его компетенций работы с частным сектором, меценатами и широкой публикой. В Канаде, в отличие от Франции и от Европы в целом, театры работают по американской модели, то есть зарабатывают сами. И господин Неф уже оговорился, что хорошо бы размышлять в этом направлении.
Революций новый худрук не планирует — это не в его немецком характере. Он за «эволюцию». Говоря об экономических мерах, Александр Неф размышляет, например, о том, как продлить жизнь спектаклю, чтобы он жил не десять премьерных показов, а долгие годы в репертуаре. Высказывал он и идею о воссоздании полноценной труппы на базе Парижской оперы, чтобы не заключать разовые контракты, а иметь своих французских оперных певцов, преданных театру. Если принцип Стефана Лисснера был «чем больше потратим на новые постановки — тем больше заработаем», то Александр Неф, кажется, мыслит больше в сторону оптимизации. Даже если она противоречит привычной схеме существования западной оперной индустрии.
Однако без изменения социальной модели функционирования Парижской оперы все эти меры — напрасные хлопоты. К слову, при господине Лисснере Опера тоже неплохо зарабатывала — и заполняемость залов была 92%, и программы для меценатов на любой вкус, но все это не уберегло театр от патового положения, в котором он оказался усилиями профсоюзов. «В Опере есть организации, которые выступают против любых форм управления и которые, думая, что они защищают интересы сотрудников, ставят под угрозу всю работу театра. Этот бесконечный шантаж, когда за полчаса до спектакля непонятно, поднимется занавес или нет,— все это не имеет к нашей работе никакого отношения»,— заявил Стефан Лисснер в одном из интервью, говоря о срывах (стоит признать, формально законных) спектаклей во время декабрьской забастовки. А между тем, выстраивать диалог с представителями всех профсоюзов (в Опере их несколько, сейчас к власти пришел самый радикальный и несговорчивый, а договариваться надо со всеми и на каждом шагу: от сбора декораций, превышающих установленную норму, до пения в положении лежа по прихоти режиссера, потому что дело хора — петь, а все остальное — по договоренности) было его главной идеей, когда он заступил на пост в 2014 году. Но тактика переговоров, судя по всему, не работает. Какая работает — предстоит решить Александру Нефу, и как можно скорее: президент Макрон не намерен отказываться от пенсионной реформы, а это значит, что Опера в любой момент может вновь выйти на баррикады вместо сцены.
Далеко танцующие планы
За всеми организационными и финансовыми проблемами, творческая составляющая директорских обязательств будущего интенданта сейчас отошла на второй план, хотя и тут забот хватает. Главная — в кратчайшие сроки найти музыкального руководителя и главного дирижера. Занимавший эту должность с 2009 года Филипп Жордан с 1 сентября уходит в Венскую оперу, и замену уходящий директор не искал: не ему же с ним работать. Не стал господин Лисснер планировать за своего преемника и сезон-2021/22, поэтому сейчас Александру Нефу предстоит не только спасти вторую половину сезона-2020/21, но и подготовить будущий.
На этом фоне балет Парижской оперы выглядит тихой гаванью. Судя по тому, что Орели Дюпон уже строит планы на 2022–2023 годы, ее позиции во главе балета прочны как никогда. О недовольствах труппы стилем ее руководства и обвинениях в моральном харассменте двухлетней давности уже никто не вспоминает. Артисты в один голос говорят, что сегодня главное — поскорее вернуться на сцену. Другой вопрос — что им предстоит танцевать, какая часть и без того сокращенного бюджета достанется балету и будет ли этого хватать на мировые премьеры в постановке главных международных хореографов, которые многие годы были маркой Парижской оперы.
Сегодня обе сцены театра закрыты на ремонт. Плановые работы по приведению в норму сценического оборудования должны были начаться в межсезонье летом 2021 года, но их перенесли — хоть в чем-то санитарная ситуация оказалась на руку. На полную артистическую мощность Opera Bastille заработает в конце ноября, когда там покажут «Травиату» Верди в постановке Саймона Стоуна. В декабре эстафету примет балетная труппа — первым большим балетом станет «Баядерка» Минкуса в версии Рудольфа Нуреева. А Opеra Garnier должна открыться 6 января 2021 года гастролями бельгийской компании Peeping Tom с новой версией последней постановки ее основателей и худруков Габриэлы Карризо и Франка Шартье «Diptych: the Missing Door, the Lost Room», премьера которой, вопреки всем вирусам, состоялась на днях в Барселоне.
Но балетные артисты Оперы не намерены сидеть без дела всю осень. В их распоряжении все-таки есть передняя половина сцены (благо ремонтные работы затрагивают в основном арьерсцену и ее оборудование), а в распоряжении гипотетических зрителей — места в зале, так что Орели Дюпон сейчас готовит «антикризисную» программу одноактных спектаклей, па-де-де, соло и даже обещалась выпустить премьеру в постановке «известного хореографа». Какого именно — пока не сказано. Вернулся в афишу и благотворительный гала, которым по традиции открывают сезон в Парижской опере. Учитывая финансовое положение театра, отменять его нельзя. На официальном сайте Оперы он запланирован на 22 сентября. Программа беспроигрышная, в угоду всем вкусам: три хита трех балетных китов — классики, неоклассики и сontemporary dance («Grand pas classique» на музыку Обера, «In the night» Джерома Роббинса и «The Seasons’ Canon» Кристал Пайт) — и коронное дефиле всех балетных сил Парижской оперы, от учеников cole de la danse до этуалей труппы.
Однако, по информации “Ъ”, гала не будет до конца 2020 года, то есть до окончания ремонта сцены Opera Garnier. И если все будет в порядке, то его перенесут на январь. В 2019 году гала принес Опере 1,2 млн евро. Будут ли меценаты вновь столь щедры — большой вопрос. Пожертвования уже сократились на треть, на 35–45% упали продажи абонементов на будущий сезон. И, по мнению Стефана Лисснера, дело не только в общей экономической ситуации, но и в частных разочарованиях — держать в заложниках зрителей на протяжении двух месяцев забастовки было не самой дальновидной тактикой профсоюзов.