Коронавирус уронил доходы
Бюджет Челябинской области недополучил почти 10 млрд рублей в первом полугодии
В первом полугодии 2020 года налоговые поступления в консолидированный бюджет Челябинской области снизились более чем на 7 млрд руб., или 9,4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным министерства финансов региона, областной бюджет недополучил 9,9 млрд руб. Сильнее всего упали сборы налогов на прибыль и имущество. Региональные власти пока не планируют урезать расходы. Для покрытия дефицита впервые запланирован выпуск облигаций на 7 млрд руб., а «для подстраховки» откроют кредитные линии на 10,8 млрд руб. Эксперты говорят, что на снижении доходов региона сказалась программа мер поддержки бизнеса, которые могут сгладить негативный эффект в будущем.
Налогоплательщики Челябинской области в первом полугодии 2020 года перечислили в консолидированный бюджет региона налогов и сборов на 7,1 млрд руб., или на 9,4%, меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего поступило 68,1 млрд руб., в январе — мае 2019 года — 75,2 млрд. Информация об итогах перечислений за шесть месяцев опубликована на официальном сайте управления ФНС России по Челябинской области. В региональный бюджет поступило 52,6 млрд руб., что на 11,5%, или 6,9 млрд, меньше по сравнению с первым полугодием 2019 года (59,5 млрд руб.). Отчисления в муниципальные бюджеты снизилось на 200 млн, или 1,2%, до 15,5 млрд руб.
По данным министерства финансов Челябинской области, с учетом неналоговых доходов по итогам первого полугодия региональный бюджет недополучил 9,9 млрд руб., или 14,5%, от прогнозируемых поступлений.
«Сильнее всего просел налог на прибыль. План по нему не выполнен на 8,2 млрд, или на 28%, от прогнозируемых объемов поступлений этого налога, что обусловлено ухудшением финансовых результатов работы организаций области по итогам прошлого и текущего годов»,— сообщили “Ъ-Южный Урал” в минфине региона.
По данным УФНС России по Челябинской области, в целом в консолидированный бюджет РФ налогоплательщики региона за шесть месяцев направили 113,1 млрд руб., что на 5,5% меньше, чем годом ранее (119,6 млрд руб.). Поступления в федеральную казну увеличились на 1,4%, до 45 млрд руб. Платежи по налогу на прибыль снизились более чем на 13%, до 24 млрд руб., по группе имущественных налогов — на 17,8%, до 7,8 млрд. Налог на доходы физических лиц, который формирует почти 30% доходов, сократился на 5,4%, до 32,6 млрд руб. НДС наоборот вырос почти на 4%, до 33,1 млрд руб.
В конце мая правительство РФ выделило Челябинской области дотации в размере 2,5 млрд руб., чтобы сбалансировать консолидированный бюджет из-за снижения доходов «в условиях экономических ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией». По данным регионального минфина, всего федеральные власти предусмотрели для регионов дотации в размере 300 млрд руб., из которых 100 млрд распределили в мае. Ожидается еще две «волны» финансовой помощи, и Челябинская область может рассчитывать на дополнительные транши, за счет которых удастся покрыть часть выпадающих доходов.
«Установку на секвестр областного бюджета губернатор не давал. Капитальные расходы, питающие нашу экономику, не отменяются. В сложившейся ситуации речь идет о приоритизации расходов. Дополнительными источниками финансирования расходов могут стать займы и финансовая помощь федерации. Благодаря законодательным изменениям, у регионов есть возможность привлекать дополнительные кредитные ресурсы до уровня полученных в 2019 году налоговых и неналоговых доходов, то есть сверх ранее утвержденных и разрешенных объемов. И Челябинская область как субъект с высокой долговой устойчивостью вполне может воспользоваться этим инструментом без риска для своей стабильности»,— говорят в министерстве. Ранее глава ведомства Андрей Пшеницын сообщал, что в этом году основным инструментом покрытия дефицита бюджета станут облигации, но при условии, что прогнозируемые расходы на их обслуживание окажется ниже, чем стоимость банковских кредитов. В июне минфин выбрал генеральным агентом по размещению ценных бумаг АО «Сбербанк КИБ». Планируется выпустить облигации на 7 млрд руб. сроком на семь лет. Руководство минфина ожидает, что более четкая картина по доходам с облигаций сложится в конце августа — в сентябре. Кроме того, «для подстраховки» региональные власти решили открыть шесть кредитных линий на общую сумму 10,8 млрд руб. Последний раз Челябинская область прибегала к банковским заимствованиям в 2016 году.
По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, падение доходов в условиях кризиса при росте социальной нагрузки может привести к росту дефицита бюджета Челябинской области до уровня 20–25%. «Закрывать эту дыру придется за счет госдотаций, а также за счет привлечения заемного финансирования, благо момент для этого сейчас подходящий из-за низких ставок на финансовых рынках. Динамика снижения налоговых доходов в Челябинской области соответствует общероссийской и не слишком отличается от соседей. Доходы восстановятся не ранее, чем возобновится рост экономики после провала первого полугодия. На докризисные уровни вряд ли удастся вернуться ранее следующего года. В этой ситуации вполне естественно прибегнуть к заемному финансированию дефицита»,— считает эксперт. По его мнению, новые займы не создадут бюджету области чрезмерной нагрузки, при этом выпуск облигаций гораздо удобнее кредитов. «Во-первых, кредит, как правило, необходимо постоянно погашать частями одновременно с выплатой процентов по нему. По облигации требуется только платить купонный доход, а погашение произвести только в конце срока. Для чего можно будет выпустить новые облигации. При необходимости, их можно и погасить досрочно. А во-вторых, стоимость облигационного займа, как правило, ниже банковского кредита. Надежность и платежеспособность Челябинской области как эмитента облигаций не вызывает сомнений, поэтому ставка купона не будет высокой»,— говорит господин Калачев.
Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов отмечает, что падение доходов регионального бюджета в том числе связано с реализацией мер поддержки бизнеса в период пандемии коронавируса. «Видно, что наибольшее снижение поступлений зафиксировано по уплате налогов на имущество, что вполне логично, если учесть, что ставки для организаций из наиболее пострадавших отраслей снижены вдвое, до 1,1%. Кроме того, стоит отметить снижение налогов для субъектов малого и среднего бизнеса, работающих по УСН, снижение до символической платы по патентам, предоставление права на получение налоговых каникул и отмену транспортного налога для ряда организаций. Это исключительно широкий перечень послаблений и льгот, если сравнивать с мерами, принятыми в других субъектах РФ, которые, на мой взгляд, вполне могут сгладить негативный эффект условно “карантинных” мер, снижения деловой и инвестиционной активности, а также объемов потребления товаров и услуг населением»,— считает эксперт. По его словам, отсутствие у Челябинской области коммерческих кредитов и низкая долговая нагрузка является хорошим «подспорьем» для их привлечения на выгодных условиях, а «контролируемый рост коммерческого долга» будет «безопасным» для региона.
На июньском заседании законодательного собрания Челябинской области депутаты утвердили увеличение расходов бюджета на 4,8 млрд руб. Это средства на реализацию мероприятий, связанных с профилактикой и устранением распространения коронавирусной инфекции. В результате дефицит областного бюджета вырос с 22 млрд до 26,8 млрд руб.