Охотники не заглянут в Красную книгу
Экологи и юристы критикуют поправки в закон «Об охоте»
Сегодня Госдума одобрила в первом чтении законопроект, вносящий коррективы в законы «Об охоте» и «О животном мире». Как анонсируют авторы, среди которых депутат Владислав Резник, документ должен одновременно защитить интересы и охотпользователей, и редких животных. Однако на деле, переживают опрошенные “Ъ” эксперты, он может существенно навредить и тем и другим.
Госдума сегодня одобрила в первом чтении законопроект, внесенный группой депутатов, среди которых член комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник, глава думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев, член того же комитета Максим Щаблыкин и первый зампред комитета по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев. Как следует из пояснительной записки, законопроект должен сгладить противоречие между законами «О животном мире» и «Об охоте», «устранить дублирующие нормы». Документ призван защитить права и законные интересы охотпользователей.
«И законом "О животном мире" и законом "Об охоте" установлены два порядка ведения государственного учета, мониторинга и кадастра животных, которые далее детализируются в двух положениях Минприроды,— объяснял Владислав Резник, представляя законопроект во время заседания.— На практике применение дублирующих норм из различных нормативно-правовых актов в отношении одних и тех же объектов ведет к многочисленным спорам в судах. Законопроектом исключается дублирование норм, а основным источником регулирования вопросов госмониторинга и кадастра охотничьих животных становится закон "Об охоте"».
Несмотря на то что документ призван устранить противоречия, он «сам создает коллизию», указывает эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин.
В пояснительной записке говорится, что законопроектом «однозначно исключается возможность осуществления любых видов охоты в отношении млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ и в Красные книги субъектов». Об этом же заявлял сегодня Владислав Резник во время заседания Госдумы. Однако парадокс заключается в том, что законопроект исключает из закона «Об охоте» прямую норму, запрещающую охотится на краснокнижных животных.
«В законе "О животном мире" все равно есть норма, что в целом запрещается деятельность, которая может привести к гибели животных, занесенных в Красную книгу, а охота приводит к гибели безусловно,— говорит Михаил Крейндлин.— Однако законопроект выводит единственное упоминание Красной книги из закона "Об охоте"». На этом фоне выглядит странной еще одна поправка, которой предлагается закрепить, что «ограничения, приостановка или полный запрет» на пользование объектами животного мира будут регулироваться только законом «Об охоте». «Таким образом, могут возникнуть проблемы с внесением новых видов в региональные Красные книги,— считает Михаил Крейндлин.— Дело в том, что внесение вида в список редких автоматически является запретом на его добычу. Если законопроект будет принят, то региональные чиновники смогут ссылаться на то, что законом "Об охоте" подобное ограничение добычи животных не предусмотрено».
Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко считает, что «экологи ищут подвох не там». «Включение в Красные книги субъектов будет осложняться именно тем, что мониторингом видов, которые еще не исключены из состава охотничьих ресурсов, будут заниматься только чиновники, являющиеся экспертами в сфере природопользования, но отнюдь не зоологии,— отмечает он.— Изменение порядка мониторинга животного мира, который предполагается законопроектом, фактически подменяет научные исследования статистическими данными. Речь идет о переходе от качественных показателей к количественным. То есть, если допустить, что по какой-то причине на местах чиновниками, сознательно или нет, будут допускаться ошибки при ведении государственного мониторинга и реестра, это грозит самыми серьезными последствиями для биологического разнообразия на территории России».
Отметим, ранее Владислав Резник предложил усовершенствовать деятельность Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам (см. “Ъ” от 23 апреля). Этот орган, в частности, вносит животных в Красную книгу РФ. Парламентарий предложил внести в положение о комиссии правку, разрешающую для оценки угрозы исчезновения животных использовать только данные государственного мониторинга, который ведут региональные власти. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.
Кроме того, обращает внимание господин Шевченко, законопроект ликвидирует статью в законе «О животном мире», в которой указаны цели ведения государственного учета животных, а именно для «обеспечения охраны и использования, сохранения и восстановления среды обитания». «Таким образом процедуру контроля и учета животного мира как меру, направленную на обеспечение интересов государства и общества с точки зрения поддержания биологического разнообразия к оценке охотничьих ресурсов, сводят именно к ведению учета ресурсов, пригодных для охотпользования,— говорит юрист.— То есть очевидным образом законопроект отвечает интересам охотников. Но каким образом он отвечает интересам общества и в чем его выгода для государства в целом — вопрос открытый».
Впрочем, охотники также не видят преимуществ. В частности, документ переложит на плечи охотпользователей задачу по учету численности охотничьих ресурсов, указывает биолог-охотовед Валерий Кузенков.
Сейчас этим занимаются региональные власти. «У нас все животные страны являются государственным охотничьим фондом, поэтому и учеты должно проводить государство, а не охотпользователи,— говорит господин Кузенков.— Ведь государство же и определяет лимиты, квоты добычи, выдает лицензии. Теперь же власти самоустранятся от этого, передав все в частные руки. Но нужно помнить, что не все охотпользователи — добропорядочные граждане. Каждый тогда сможет писать в учете столько особей, сколько ему надо. Захочет — и всех лосей перестреляет».