В ЕСПЧ пожаловались на разгон пикетов памяти Натальи Эстемировой
Члены совета правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина и Александр Черкасов обратились в ЕСПЧ с жалобой на задержания 15 июля 2019 года. Тогда они вышли с пикетом на Красную площадь, чтобы привлечь внимание общественности к десятилетию гибели Натальи Эстемировой. Перед пикетом заявители отмечали на пресс-конференции, что «следственные действия по этому делу не проводятся, исполнители и заказчики преступления не разыскиваются». Акция была прекращена полицией, позже Тверской суд Москвы оштрафовал Александра Черкасова и Светлану Ганнушкину на 10 тыс. руб. и 150 тыс. руб. соответственно.
В обращении в ЕСПЧ указывается, что акция не была санкционирована, однако заявители действовали «в условиях крайней необходимости», так как «по прошествии десяти лет со дня убийства правозащитницы Натальи Эстемировой заказчики убийства не были найдены следствием».
Госпожа Ганнушкина в своем заявлении жалуется на нарушение ст. 5 Конвенции «Право на свободу и личную неприкосновенность», так как была задержана и доставлена в отдел внутренних дел без протокола. «В деле "Навальный и Яшин против России" Европейский суд указал, что лицо может доставляться в ОВД для составления протокола об административном правонарушении, только если он не может быть составлен на месте»,— отмечается в жалобе. Еще она жалуется на нарушение ст. 6 Конвенции «Право на справедливое судебное разбирательство», так как суд прошел без гособвинителя, а значит, его функции фактически выполнял судья. Кроме того, суд отказал в вызове свидетелей — полицейских, составлявших рапорты, а также очевидцев, которые могли бы «продемонстрировать суду несостоятельность версии полицейских». Также госпожа Ганнушкина указывает на нарушение статей о свободе выражения мнения и свободе собраний (ст. 10 и ст. 11): «Мероприятие носило мирный характер, каких-либо насильственных действий заявителем не осуществлялось… Как установил Европейский суд, одно только участие лица в несогласованной акции не может являться достаточным для обоснования вмешательства в ее право на свободу собраний». Об аналогичных нарушениях говорится и в жалобе Александра Черкасова.