Грады стараться
Депутаты меняют содержание и механизм принятия основных документов развития городов
Генпланы развития городов ждут революционные изменения: в них появятся территории с неопределенным функционалом (в настоящее время они могут быть, например, жилыми или промышленными), а сами градостроительные документы могут приниматься вообще без карт размещения городских объектов. Об этом говорится в поправках к Градостроительному кодексу РФ, единогласно принятых во втором чтении Госдумой. Более того, генпланы и связанные с ними правила землепользования и застройки смогут принимать не только местные депутаты, но и администрации. Эксперты считают, что в случае принятия поправок Минстрой потеряет контроль над застройкой городов, а в самих мегаполисах начнется градостроительный хаос и усилятся конфликты вокруг строек.
Поправки к Градостроительному кодексу РФ об упрощении процедуры подготовки и согласования документов территориального планирования внесены в Госдуму правительством в феврале 2020 года. Первоначально речь шла о схемах территориального планирования РФ, однако ко второму чтению появились нормы, значительно меняющие наполнение генпланов городов и механизм их принятия.
В частности, у регионов фактически появилось право упрощать и выхолащивать генпланы.
Так, в ст. 23 Градостроительного кодекса предложено добавить ч. 9, которая позволяет в плане развития города закреплять территории без функционального зонирования (этот параметр определяет, например, разрешается ли на этой территории жилое или промышленное строительство или же это парковая зона). В поправках говорится и о том, что генпланы вообще могут не содержать «карту планируемого размещения объектов»: ее разрешается утвердить после, причем сделать это местные администрации смогут в порядке, который чиновники сами и определят.
Напомним, в генплане и связанных с ним правилах землепользования и застройки закладываются долгосрочные параметры развития городов. Так, генплан развития Москвы до 2025 года предусматривал деление столицы на зону «стабилизации» и «реорганизации», строительство 81 млн кв. м жилья и 60 небоскребов и удвоение протяженности линий метрополитена. Утверждение документа в 2009 году проходило со скандалами и жалобами жителей в основном на точечную застройку: поступило 70 тыс. замечаний, из которых власти учли 30 тыс.
Отметим, столичный генплан принимала Мосгордума, но в этот механизм предлагается внести правки.
Так, в ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, где говорится, что правила землепользования и застройки утверждают представительные органы местного самоуправления, предлагается добавить возможность одобрения такого документа и «местной администрацией, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ».
В конце 2018 года президент Владимир Путин поручал правительству к марту 2019 года подготовить предложения, предусматривающие переход в градостроительной политике от генпланов крупных городов к иным документам — определяющим стратегические направления развития мегаполисов. В Минстрое на запрос “Ъ”, чем закончилась эта работа, лишь сказали, что вопрос находится в ведении Минэкономразвития. В этом ведомстве сообщили, что законопроект наделяет субъекты РФ «правом уточнения состава и содержания генпланов... с учетом социально-демографического состава и плотности населения». В Минэкономразвития добавили, что его принятие позволит «в полной мере обеспечить выполнение поставленной президентом РФ задачи сокращения сроков подготовки строительства».
«Во всем мире» генпланы развития городов принимают представительные органы, а не администрации, напоминает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. Она видит в поправках противоречие ст. 130 Конституции РФ: «В ней говорится, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельно решение населением вопросов местного значения. А генплан — базовый документ, определяющий самый главный вопрос местного значения — долгосрочное развитие территории города. Получается, что мы переносим базовое решение по развитию городской среды с представительного органа на администратора, резко снижая возможности участия граждан в этом процессе».
«По идее в генплане должны быть две составляющих — концепции развития города и правила конкретных территорий,— рассуждает профессор Высшей школы урбанистики Григорий Ревзин.—
По мере развития из генпланов почти всех городов перспектива развития исчезла. Депутаты по идее определяют повестку развития. В реальности нет самой стратегии, и депутаты ничего не рассматривают».
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин обращает внимание, что поправки ко второму чтению вносились в «режиме конспирации». «Задача перед Госдумой, видимо, стоит в устранении любых препятствий для крупных застройщиков»,— предполагает господин Митрохин, который оспаривал генплан развития Москвы до 2025 года в ряде инстанций, включая Европейский суд по правам человека. В пример депутат приводит функциональные зоны: «Даже если они изначально установлены чиновниками произвольно, они все равно принимают форму закона, который сложно менять. Для этого нужно проводить публичные слушания. Сейчас же разрешают вообще зоны не устанавливать. Ну, давайте Градостроительный кодекс отменим и напишем: стройте что хотите». Господин Ревзин называет функциональное зонирование «позавчерашним днем в градостроительстве», но признает, что для разрешения строительства «многие зарабатывали на схеме перевода земли из одной функциональной зоны в другую».
Татьяна Полиди считает, что принятие поправок приведет лишь к росту градостроительных конфликтов и коррупции: «Инициатива не соответствует основам рыночной экономики. И так процветает точечная застройка, а мы теперь легализуем возможность произвольных, не обоснованных перед сообществом горожан решений». Акционер девелоперской компании «Эра» Роман Соркин уверен, что законопроект спровоцирует «хаотичную застройку городов».
Григорий Ревзин отмечает, что ранее генпланы малых российских городов готовились централизованно, а поправки «отменяют центральные инстанции», ослабляя позиции Минстроя: «Центр теряет часть власти».
Поправки вчера были приняты Госдумой во втором чтении без обсуждения, единогласно. Редактор проекта зампред парламентского комитета по транспорту и строительству Павел Федяев лишь сказал, что ко второму чтению поступило 38 поправок, 23 из них одобрены, «таблицы сформулированы и розданы». Третье чтение законопроекта намечено на 22 июля.