В деле «Карамели» нашлась коррозия
Ростехнадзор представил свою версию аварии с человеческими жертвами
Ростехнадзор отчитался о результатах технического расследования причин прорыва трубопровода в январе текущего года. Тогда в результате аварии вода попала в подвальные помещения мини-отеля «Карамель», где погибли пять постояльцев. Надзорный орган считает, что разрыв произошел из-за коррозии трубы, а виноваты в этом сотрудники ООО «Пермская сетевая компания». В ПСК с такими выводами не согласны и намерены оспорить его заключение. Защитник управляющего «Карамелью» Сергея Щербакова, обвиняемого в оказании опасных услуг, говорит, что результаты расследования подтверждают версию о его невиновности. Адвокат надеется, что теперь фигурантами дела станут сотрудники ПСК.
Западно-Уральское управление Ростехнадзора 18 июня 2020 года завершило техническое расследование аварии, произошедшей 20 января на участке трубопровода ООО «Пермская сетевая компания» в Перми. Тогда горячая вода попала в помещения мини-отеля «Карамель» на ул. Советской Армии, 21. В результате погибли пять его постояльцев, в том числе четырехлетний ребенок. Шесть человек получили ожоги, троих госпитализировали. После этого «Карамель» прекратила свою работу.
«По результатам расследования установлено, что причиной аварии явился локальный коррозионный износ участка трубопровода вследствие старения антикоррозионного изоляционного покрытия»,— говорится в пресс-релизе Ростехнадзора. По данным специалистов, в итоге под изоляционной пленкой, которая должна защищать трубопровод от внешних воздействий, скопилась влага. Металл начал ржаветь и «утончился до критической величины», что привело к его разрыву. Как считает надзорное ведомство, авария произошла из-за неисполнения специалистами ПСК своих должностных обязанностей и некачественной экспертизы, которую ООО «Уральский центр промышленной безопасности» проводило в июле — августе 2019 года.
«Ростехнадзор» сообщил также, что установил круг должностных лиц ПСК, ответственных за аварию. ООО «Пермская сетевая компания» было привлечено к административной ответственности за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Административные протоколы составлены и в отношении десяти должностных лиц общества. Материалы технического расследования ведомство передало в следственные органы.
Уголовным расследованием трагедии сейчас занимается третье следственное управление ГСУ СКР. Дело было возбуждено по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). В ходе расследования был задержан и отправлен в СИЗО управляющий мини-отелем Сергей Щербаков. Еще одно дело о халатности было возбуждено в отношении сотрудника МЧС Разифа Исмакиева. Ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
По данным „Ъ-Прикамье“, 15 июня Сергею Щербакову было предъявлено обвинение в окончательной редакции. По версии следствия, господин Щербаков незаконно организовал перепланировку подвала и разместил там гостиницу. В результате, когда в помещения начал поступать кипяток, люди не смогли выбраться в безопасное место. Также через территорию мини-отеля проходил транзитный трубопровод, к которому обвиняемый не обеспечил доступ специалистов. Сотрудник МЧС Исмакиев в 2019 году проводил в «Карамели» проверку соблюдения требований пожарной безопасности. Как считают в СКР, обнаружив нарушения, он не стал добиваться закрытия отеля.
Сергей Щербаков и Разиф Исмакиев свою вину категорически отрицают. Так, бизнесмен заявил, что эти помещения уже затапливались из-за прорывов трубопровода ПСК в 2015–2016 годах. Тогда суд обязал сетевую компанию обеспечить безопасную эксплуатацию трубопровода, а ООО «УК „Профи-Дом“» — герметизацию фундамента дома. Таким образом, считает обвиняемый, в гибели людей виноваты сотрудники этих организаций. Господин Щербаков утверждает, что никаких нормативных актов, касающихся запрета размещать отели и хостелы в подвальных помещениях, на момент трагедии не было. Он считает, что к смерти людей привело не нарушение требований пожарной безопасности — затопление произошло практически мгновенно. По его мнению, наличие транзитных сетей также не является препятствием для размещения отеля, а сотрудники ПСК и «Профи-Дом» с просьбами о предоставлении доступа к ним не обращались.
Господин Исмакиев, в свою очередь, считает, что у него не было оснований для обращения в суд с требованием закрыть «Карамель».
По данным „Ъ-Прикамье“, на момент сдачи номера новых фигурантов в деле не было.
В ООО «Пермская сетевая компания» заявили, что не согласны с выводами Ростехнадзора относительно причин трагедии. «Вывод о виновности ПСК, сделанный на основании факта привлечения организации к административной ответственности, представляется по меньшей мере странным. Утечка действительно имела место, но она произошла в 300 м от места трагедии. Подвальное помещение в здании по улице Советской Армии, 21, оказалось единственным, куда попал кипяток»,— говорит официальный представитель компании Александр Молчанов. В компании считают, что непосредственной причиной трагедии стало отсутствие герметизации стены жилого дома, где находился отель. За это отвечает управляющая компания. «Трагедия стала следствием того, что свои обязательства не выполнили УК и владельцы помещения. Решение Ростехнадзора будет оспорено»,— заявил господин Молчанов.
Защитник Сергея Щербакова адвокат Ольга Лагутина говорит, что выводы Ростехнадзора лишний раз подтверждают доводы ее доверителя о том, что в трагедии виноваты коммунальщики. «Мы обращались с ходатайствами к следствию и с заявлениями в другие инстанции,— рассказала она.— Их суть сводится к тому, что уголовное преследование Щербакова подлежит прекращению в связи с отсутствием состава преступления. А в отношении должностных лиц ПСК должно быть возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ. Она предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее смерть двух и более лиц. Надеюсь, после изучения следствием выводов Ростехнадзора оно будет возбуждено в ближайшее время».