Дело об убийстве российского следователя дополнилось арестом в Грузии
Еще один фигурант расследования был взят под стражу в Тбилиси
В Грузии находится под арестом еще один фигурант резонансного уголовного дела об убийстве старшего следователя по особо важным делам МВД России Евгении Шишкиной. Речь идет о россиянине Иване Кочеткове. Сейчас решается вопрос о его экстрадиции в Россию. По версии Следственного комитета России (СКР), мотивом преступления стала месть за раскрытие госпожой Шишкиной мошеннической схемы кражи железнодорожных билетов. Еще один фигурант этого дела, предполагаемый заказчик убийства Ярослав Сумбаев, несмотря на протесты грузинской оппозиции, был выдан РФ ранее.
Факт поимки в Грузии 23-летнего уроженца Казани Ивана Кочеткова подтвердили в СКР. «Ранее в отношении него вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 295, ст. 167, ст. 296 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование; умышленное уничтожение или повреждение имущества; угроза или насильственные действия в связи с производством предварительного расследования) и заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу»,— сообщила официальный представитель комитета Светлана Петренко.
По данным следствия, Иван Кочетков в январе 2018 года по указанию Ярослава Сумбаева поджог автомобиль Евгении Шишкиной с целью запугать ее и вынудить прекратить уголовное преследование Сумбаева.
Госпожа Шишкина успешно раскрыла схему мошенничества с железнодорожными билетами. Как установила следователь, хакеры взламывали сайты крупных туроператоров в разных городах России, подключенных к электронной системе РЖД по дистанционной продаже железнодорожных билетов, а затем оформляли проездные документы на фамилии специально нанятых студентов. Те, в свою очередь, забирали в кассах якобы приобретенные для них туроператором по безналичному расчету билеты, а затем сдавали их, получая уже наличные. По версии обвинения, за несколько лет группа Сумбаева сумела обмануть 31 компанию, которым нанесла ущерб в размере 17,5 млн руб.
Поначалу Сумбаев, говорится в материалах дела, вступил со следователем в переписку в одном из мессенджеров и стал угрожать ей.
Поджог машины госпожи Шишкиной результата не дал. Тогда, по материалам дела, господин Сумбаев решил организовать убийство следователя.
По версии СКР, господин Кочетков был привлечен организатором преступления для сбора информации. Кроме того, господин Сумбаев через несовершеннолетнего петербуржца нанял Абдулазиза Абдулазизова, который 10 октября 2018 года в поселке Архангельское застрелил Евгению Шишкину из самодельного пистолета.
Как сообщили “Ъ” источники в правоохранительных органах Грузии, господин Кочетков находится в тбилисской тюрьме с весны этого года, правда, точная дата его ареста не называется.
По некоторым данным, он сбежал с женой в Грузию непосредственно перед убийством следователя. Не исключено, что скрытность грузинских правоохранительных органов объясняется той шумихой, которой сопровождалось решение вопроса о выдаче России господина Сумбаева. Он был задержан в Тбилиси в ноябре 2018 года, после чего местная оппозиция и СМИ развернули широкую кампанию в его защиту: российский хакер отрицал причастность к организации убийства следователя, называл себя «жертвой ФСБ» и утверждал, что обладает «ценной информацией вмешательства российских спецслужб в американские президентские выборы 2016 года». Тем не менее в октябре 2019 года Ярослава Сумбаева все же экстрадировали в Россию, но лишь после того, как власти Грузии получили от Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) специальное разрешение на выдачу подозреваемого России.
Грузинский адвокат господина Кочеткова Георгий Кондахашвили, участвовавший во многих громких делах, заявил журналистам, что его подзащитный «пользуется правом хранить молчание и не отвечать на вопросы».
Не исключено, что господин Кочетков, как ранее и господин Сумбаев, попытается политизировать дело и с помощью местной оппозиции добиться если не отказа в экстрадиции в Россию, то максимального затягивания процесса.
Дело в том, что правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ) Бидзины Иванишвили невыгодно давать повод для обвинений своему главному сопернику — партии «Единое национальное движение» (ЕНД) Михаила Саакашвили за три месяца до решающих парламентских выборов, намеченных на октябрь. Причина, по которой многие российские фигуранты уголовных дел пытаются скрыться именно в Грузии, объяснима: они надеются, что в условиях отсутствия дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси их будет труднее найти и тем более выдать РФ.
Предполагается также, что министр юстиции Тея Цулукиани, как и в предыдущем случае, запросит разрешение на экстрадицию Кочеткова у ЕСПЧ. Таким образом, весь процесс выдачи подозреваемого на родину может занять несколько месяцев.
По данным российских правоохранительных органов, в Грузии может скрываться еще один соучастник убийства Евгении Шишкиной, который выслеживал следователя по поручению организаторов. Его имя ни в Москве, ни в Тбилиси пока не называют.