Кузница чужих кадров
«Питеравто» будет обслуживать большинство автобусных маршрутов в Новокузнецке
Крупный пассажирский перевозчик из Санкт-Петербурга «Питеравто» лидирует в тендерах по определению подрядчиков автобусных маршрутов в Новокузнецке на ближайшие 10 лет. При совокупной смете конкурса 23,59 млрд руб. компания уже выиграла девять тендеров на сумму 16,8 млрд руб. Предполагается, что перевозчик выйдет на новокузнецкий рынок в середине ноября, в рамках реформы общественного наземного транспорта вытеснив с него мелких местных перевозчиков. Местные игроки говорят, что это приведет к банкротству десятков частных компаний, оставив без работы около тысячи человек.
ООО «Питеравто» (Санкт-Петербург) уверенно лидирует на аукционе по выбору подрядчиков пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в Новокузнецке. Из 18 лотов стоимостью от 11,5 млн до 4,5 млрд руб. каждый и совокупной стоимостью 23,59 млрд руб. компания выиграла девять самых крупных на сумму 16,8 млрд руб. Еще один лот с начальной ценой 4,15 млрд руб. достался за 3,94 млрд руб. ООО «Кузбассэкотранс», зарегистрированному в Новокузнецке буквально за три месяца до начала тендеров. Компания также имеет петербургские корни, ее основной владелец — ООО «МКБ» зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Гендиректор «Кузбассэкотранса» Виталий Рудинов отрицает наличие связей между его компанией и «Питеравто».
Четыре лота совокупной стоимостью 50,7 млн руб. достались двум действующим местным перевозчикам. Они выйдут на рынок Новокузнецка 18 ноября в рамках проводимой городскими властями реформы городского транспорта.
Пресс-секретарь администрации Новокузнецка Галина Ковальчук отказалась отвечать на вопросы „Ъ“ до окончания всех конкурсных процедур. Пресс-служба «Питеравто» и исполнительный директор компании Роман Юренев от комментариев отказались.
«Питеравто» занимается пассажирскими перевозками с 1993 года и входит в тройку крупнейших перевозчиков рынка Санкт-Петербурга, обеспечивая вместе с двумя другими игроками 60% всех коммерческих перевозок в городе. Помимо северной столицы компания представлена в Москве, Московской области, Иркутске, Карелии и Волгограде. Пять лет назад компания уже пыталась выйти на новокузнецкий рынок, ее «дочка» АТП «Барс» приняла участие в тендере по выбору перевозчика, но уступила контракт местным игрокам из-за неправильно заполненной конкурсной документации. Владельцы ООО «Питеравто» — Зинаида Ишевская (73,9%), ООО «Автотранспортная компания» (25,8%), ООО «Дарапти» (0,2%). По итогам 2019 года выручка компании составила 2,3 млрд руб., чистая прибыль — 180,9 млн руб.
Сейчас в Новокузнецке действует два вида перевозок: с регулируемым тарифом, фиксированной ценой и доплатой выпадающих доходов из бюджета города (179 автобусов муниципального предприятия) и с нерегулируемым тарифом без возмещения издержек, т.е. коммерческие перевозки частных компаний (490 единиц транспорта). В общем счете 80 автобусных маршрутов. После нынешней транспортной реформы в городе должно остаться только 38 регулируемых маршрутов, подрядчики на них будут определены на тендере. В рамках реформы планируют сократить 42 маршрута и количество автобусов большой, средней и малой вместимости с 659 до 295, убрав малые автобусы (–55%). Предполагается, что уровень эффективности работы транспорта увеличится на 20%, а загрузка автобусов вырастет всего на 15%.
Владелица ООО «Автолайн» Евгения Корюкова уверена, что маршрутная сеть Новокузнецка спроектирована согласно генплану и близка к социальному стандарту, при котором средний интервал движения транспорта составляет 3–4 мин. «Горожане привыкли к этому варианту, а им предлагают 10–15 минут ожидания и пересадки. Многие ожидают транспортного коллапса»,— утверждает госпожа Корюкова.
Местные перевозчики уверены, что тендеры были заточены под крупного подрядчика и направлены на вытеснение мелких перевозчиков с рынка. «Сначала перевозчики должны оформить банковскую гарантию на 100–150 млн руб., потом заменить автопарк на автобусы большой вместимости — один стоит 8–11 млн. Такие условия по силам только „Питеравто“»,— уверен Вадим Корзинкин, один из частных перевозчиков Новокузнецка. Они полагают, что результатом тендеров станет установление монополии на рынке автобусных перевозок столицы юга Кузбасса, им же самим предстоит лишиться бизнеса и уволить персонал. «Частные перевозчики выставили автобусы на продажу. Без работы останутся кондукторы, около тысячи человек»,— сообщила „Ъ“ Евгения Корюкова. После аукциона больше 4 тыс. единиц техники и 40–50 предпринимателей останутся за бортом, подтверждает господин Корзинкин.
Частные перевозчики в беседе с „Ъ“ заявили, что не собираются мириться с действиями властей, они планируют 1 августа выйти на митинг против транспортной реформы и за отставку главы Новокузнецка. В уведомлении указано, что они ожидают участия в нем до 15 тыс. сторонников. Также перевозчики направили коллективные обращения в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию в сфере транспортного обслуживания города и проверить действия мэра Новокузнецка Сергея Кузнецова на предмет превышения должностных полномочий.
«К сожалению, по неизвестной причине, муниципальные власти Новокузнецка лоббируют интересы иногородних предпринимателей в сфере перевозок»,— говорит управляющий партнер юридической компании Avg legal Алексей Гавришев. Если новокузнецкие перевозчики обратятся в антимонопольную службу с жалобой на неравные условия конкурса, результаты закупок могут измениться с высокой вероятностью, так как их целью является выбор надлежащего подрядчика, а не кардинальное изменение условий тендера в пользу нового исполнителя.
Топ-менеджер одной из транспортных компаний Кузбасса на условиях анонимности рассказал „Ъ“, что выход на новокузнецкий рынок нового перевозчика с транспортом большой вместимости означает либо гибель муниципального транспорта, либо его модернизацию и видоизменение. «Если 20 лет назад перед властями стояла задача сделать маршруты удобными для пассажиров, то сегодня экономика вышла на первый план, маршруты должны быть самоокупаемыми»,— считает источник. По его мнению, это возможно достичь за счет отказа от льгот и организации пересадочных пунктов. При этом он отмечает, что подобные меры повлекут за собой финансовые потери среди населения, которые должны будут покрыть муниципалитеты. «Транспортная реформа непопулярна ни в одном городе России, но если Новокузнецк проведет ее у себя, его опыту неизбежно последуют и другие города Кузбасса»,— отмечает источник.