В отходах наведут германский порядок
Зарубежные инвесторы могут заняться переработкой мусора в Ленобласти
Немецкая Relux Group, связанная с консорциумом BTI Group, может построить три мусороперерабатывающих завода в Ленобласти, суммарная мощность которых достигнет почти 1 млн тонн в год. Инвестиции в реализацию одного предприятия составляют 9 млрд рублей. Компания обещает перерабатывать 100% отходов, получая из них вторичное сырье и топливо. Эксперты считают, что без захоронения или сжигания отходов в этом случае не обойтись, а стоимость проекта называют завышенной.
Технологию компании Relux по строительству заводов глубокой переработки мусора обсудил вчера губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. По данным пресс-службы правительства региона, годовая мощность каждого предприятия составит 320 тыс. тонн. Они будут работать на основе технологии системы BIOOIL/RELUX. Отходы, поступающие на завод, будут делиться на 25 фракций. 24 из них будут переработаны во вторичное сырье для дальнейшей реализации, а из оставшейся планируется получить RDF (альтернативное топливо, высококалорийные фракции, содержащие углеводороды, восстановленное биотопливо). Продукцию планируется использовать для работы закрытых камер сгорания в производстве цемента, печей ТЭЦ, металлургических заводов и так далее. На предприятиях рассчитывают перерабатывать 100% поступающих отходов. Объем инвестиций в строительство каждого завода составляет 9 млрд рублей.
Председатель консорциума BTI Group в России Максим Беккер подчеркнул, что предприятия, в основе которых заложены технологии системы BIOOIL/RELUX, при любой комплектации являются высокодоходными предприятиями с окупаемостью три-четыре года. При этом такие производства обладают фактической неисчерпаемостью исходного сырья, добавил он.
Заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Ильин, которому поручили курировать этот проект, отметил, что завод будет построен только на средства инвестора: финансовое участие бюджетов всех уровней не планируется.
Местоположение будущих мощностей, как и сроки их реализации, пока неизвестны. Перспективы реализации этого проекта планируется обсудить на заседании экологического совета при губернаторе Ленобласти. Пока чиновники хотят изучить российские и зарубежные исследования о влиянии таких производств на окружающую среду.
Relux Group была основана на базе немецкой транспортной компании Kottmeyer, образованной в 1951 году. Структуры группы занимаются ликвидацией недействующих шахт, рекультивацией отвалов, утилизацией медицинских отходов, сортировкой и повторным гранулированием пластмасс. Компания осуществляет переработку электронных отходов, электронно-лучевых трубок, газоразрядных ламп, а также производит альтернативное топливо из отходов. Финансовые показатели компании не раскрываются.
В начале июля Александр Дрозденко сообщил, что к 2023 году все действующие мусорные полигоны в том виде, в котором они работают сейчас, будут закрыты. В связи с этим область возьмет курс на глубокую переработку мусора без сжигания. Сейчас в регионе функционирует 15 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). «Существующих мощностей хватит на два года. Мы предложим альтернативные площадки для переработки и последующего складирования хвостов»,— говорил тогда губернатор Дрозденко. Сортировку и переработку отходов включает в себя «мусорная» реформа, начавшаяся в России в 2019 году. Проблема с хранением ТБО в Ленобласти стоит остро: регион выступает «донором» по отношению к Петербургу, так как область принимает весь объем ТБО, образуемых в мегаполисе (1,8 млн тонн в год).
Заместитель председателя комитета по переработке отходов и вторичных ресурсов «Деловой России» Наталья Беляева объясняет, что если инвестор обещает стопроцентную переработку, то без сжигания не обойтись. «К сожалению, на сегодняшний день мы имеем большое количество неперерабатываемых материалов, используемых при производстве. Поэтому их либо отправляют на полигоны, либо сжигают»,— пояснила она.
Директор по развитию Set Cleantech Ростислав Баскаков подчеркивает, что 9 млрд рублей для реализации завода заявленной мощности — сумма завышенная. «Стоимость выбивается за пределы понимания. Строительство таких производств потребует субсидирования со стороны государства, и заявление, что инвестор сможет вложить все 27 млрд рублей самостоятельно, выглядит как некая фантазия»,— сказал Ростислав Баскаков.