В нашу гавань заходили тарифы
«Росморпорт» предлагает повысить ставки для судов загранплавания
На фоне падения грузооборота и доходов от портовых сборов ФГУП «Росморпорт» просит ускорить принятие их предельных ставок, а также впервые с 2016 года проиндексировать тариф. Рост цен, по замыслу компании, коснется только загранплавания. В основном индексация будет ниже инфляции (3%), но в ряде случаев сборы вырастут гораздо больше. В отрасли считают, что на фоне масштабного кризиса в отрасли из-за пандемии это приведет к серьезным потерям судоходных компаний. Эксперты называют предложенную «Росморпортом» схему логичной, но считают, что его инвестпроектам нужна не столько индексация тарифов, сколько господдержка.
Как стало известно “Ъ”, ФГУП «Росморпорт» (РМП) призывает активизировать работу по установлению единых по бассейнам предельных ставок портовых сборов. Эта деятельность была приостановлена из-за пандемии коронавируса. О проекте документа, предусматривающем в ряде случаев рост максимального тарифа относительно действующего в десятки и даже сто раз, “Ъ” рассказывал 20 февраля. Как следует из письма главы «Росморпорта» Андрея Лаврищева в совет потребителей РМП от 20 июля (копия есть у “Ъ”), ФГУП обратился в Федеральную антимонопольную службу с просьбой оперативно принять решение и установить для предприятия предельные максимальные ставки портовых сборов.
В своем письме глава РМП жалуется на снижение доходов от портовых сборов, отсутствие индексации тарифа, которая не проводилась с 2016 года, и девальвацию рубля. РМП настаивает на увеличение цен.
Как следует из письма, для поддержки российских судовладельцев, работающих в каботаже, ставки предлагается оставить прежними, ограничив индексацию загранплаванием. В большинстве случаев речь идет о повышении сборов на 3%, то есть ниже инфляции. Однако в ряде крупных портов, в том числе Мурманск, Туапсе, Владивосток, Восточный, Находка, Пригородное, Ванино, Де-Кастри, Новороссийск, Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, индексация будет индивидуальной, в пределах 2–15%. В результате доходы от портовых сборов вырастут на 520 млн руб., до 17,6 млрд руб., сообщается в документе.
Как отмечается в письме, в июне по сравнению с маем грузооборот российских морских портов упал на 12,2% или 8,4 млн тонн, в том числе по сухим и наливным грузам, на долю которых приходится 50% выручки от портовых сборов.
С учетом уменьшения доходной базы РМП откорректировал программу деятельности на 2020 год, ожидаемые доходы от портовых сборов снижены на 9%, или 2 млрд руб., по сравнению с заявленными ранее. Прогнозные показатели по портовым сборам глубоко убыточны. Против прибыли в 2019 году в 755 млн руб. ожидается убыток 1,4 млрд руб.
В РМП на запрос “Ъ” не ответили. Ранее там говорили, что из-за отсутствия индексации недополучили около 4,8 млрд руб. Заместитель главы управления регулирования транспорта ФАС Виктория Воронова сообщила “Ъ”, что служба изучит тарифную заявку РМП с учетом анализа эффективности использования уже имеющихся тарифных источников в отношении как операционных расходов, так и инвестиций в развитие портовой инфраструктуры.
Официально компании инициативу не комментируют. Однако источники “Ъ” в отрасли отмечают, что судоходные компании и так оказались в кризисной ситуации из-за коронавируса, ожидается сокращение грузопотока в 2020–2021 годах, и новые сборы — это дополнительная нагрузка на бизнес.
Повышение тарифов отразится на конкурентоспособности водного транспорта, говорят они. Один из собеседников полагает, что РМП следует поработать над эффективностью и сократить затраты на раздутый аппарат. Индексация по инфляции логична, но она должна быть одинаковой для всех портов без исключений, считает он. Другой источник “Ъ” возмущается: у госструктуры не сходится бюджет и упали доходы, и они решают снять деньги с и так пострадавшего бизнеса.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что решение проиндексировать только сборы в загранплавании обоснованны, логика индексации, связанная с отставанием от прочих регулируемых тарифов, корректная. Но помимо повышения тарифа необходимо рассматривать и варианты дополнительной поддержки для реализации инвестпроектов, так как сроки восстановления грузооборота могут затянуться, считает эксперт.