Спрос остается без движения

Почему показатели покупательской активности перестали расти

Потребительский спрос в России застыл на одном уровне. По подсчетам Сбербанка, активность покупателей достигла максимальных значений с начала пандемии, но последние несколько недель показатели почти не менялись. Объемы трат сейчас находятся примерно на уровне прошлого года. Авторы исследования считают, что россияне приобрели все, что не могли себе позволить во время карантина, и дальше расходы будут сокращаться.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

При этом в Москве спрос еще может вырасти осенью, считает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Сейчас большое количество россиян, особенно если мы говорим про жителей Москвы и Санкт-Петербурга, выехали за город, там услугами, очевидно, пользуются меньше. На пике из Москвы уезжали до 2 млн человек, причем надо учитывать, что ряд компаний еще сохраняет формат удаленной работы, и таких достаточно много.

Я думаю, к осени, где-то с 1 сентября, спрос подрастет за счет того, что люди вернутся в город.

Сегмент, где можно ожидать самого большого роста, — это фитнес — они еще закрыты или там действуют ограничения. Общественное питание сейчас находится далеко от тех показателей, которые должны быть. Все только начинает возвращаться и в лучшем случае стабилизируется к концу года».

По подсчетам Сбербанка, уже третью неделю подряд растут траты в категориях товаров для строительства, ремонта и сервисов бригад, которые оказывают такие услуги. Аномальный рост наблюдается в сфере компьютерных игр и антивирусного софта. По сравнению с прошлым годом продажи выросли на 80%. Хуже всего дела обстоят в туротрасли. Расходы на путешествия упали в два раза по сравнению с прошлым годом. В результате спрос может существенно сократиться, предупреждает инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Ритейлеры, по его мнению, могут отреагировать на это повышением цен: «Эффект на спрос после карантина в долгосрочной перспективе будет оказывать уровень заработка.

По нашим данным, реально располагаемые доходы населения упали примерно на 10% из-за сокращения зарплат.

Можно ожидать, что это приведет к падению спроса на товары и услуги, и возможно мы это увидим к концу года. Здесь нет прямой корреляции между цифрами.

В каких-то сферах, где есть доступ к возможности покупки товаров и услуг в кредит, допустим, недвижимости, падение может быть гораздо меньше. В каких-то, наоборот, оно будет гораздо более существенным. Я не удивлюсь, если мы увидим драматическое замедление темпов роста в сферах доставки еды. Если какой-то крупный игрок ритейла уйдет, это приведет ко множеству проблем. В России на самом деле очень низкая конкуренция в ряде сфер розничной торговли. К примеру, на рынке электроники и бытовой техники доминирует “М.Видео”, на рынке детских товаров — “Детский мир”.

В этих случаях компании компенсируют падение спроса за счет повышения цен, потому что они могут себе это позволить из-за низкой конкуренции.

В некоторых отраслях, например, продовольственной торговли, в туристическом секторе, конкуренция очень высока. И падение спроса просто приведет к тому, что доходы тоже сократятся».

Снизится ли доля покупок в интернете после пандемии

Смотреть

В Сбербанке рассчитывают, что по итогам июля траты россиян увеличатся за счет государственных выплат. В то же время аналитики допускают, что большую часть этих пособий граждане уже потратили.

Вся лента