«Поставив новые ниже первых»
Какие тату появлялись на теле игнорирующих законы путешественников. Фотофакт
Из именного указа императора Николая I, объявленного председателем Государственного совета генералом от кавалерии князем И. В. Васильчиковым, 21 июля 1845 года.
Его Императорское Величество, рассмотрев последовавшие в Государственном Совете разные мнения по делу о клеймении беглых и признавая нужным, к пресечению побегов и бродяжества и к устранению происходящих от того беспорядков, принять соответственные меры, Высочайше повелеть соизволил постановить по сему предмету следующие правила:
1. Каждого беглого из ссыльно-поселенцев, вне Сибири пойманного, и каждого беглого каторжного, прежде установленного за побег телесного наказания и отсылки по принадлежности (т. е. каторжных на заводы и рудники, а поселенцев обратно в Сибирь, где они должны быть подвергнуты законному взысканию и водворению вновь), клеймить особым клеймом, которое от Министерства Внутренних Дел доставлено будет всем подлежащим начальствам, с натиранием клейм на теле, для неизгладимости оных, изготовленным, по распоряжению того же Министерства, составом.
2. Клейма ставить у беглых ссыльно-поселенцев и каторжных на правой руке ниже локтя и на лопатке, с буквами С. Б. или С. К. (ссыльно-беглый, ссыльно-каторжный). За каждый новый побег прибавлять новые клейма, спускаясь ниже по руке и лопатке.
3. На всех бродяг и беглых, объявляющих себя незнающими своих имен и звания или непомнящими родства, равно называющихся ложными именами, налагать знак на правой руке, ниже локтя с буквою Б. (бродяга или беглый).
4. По постановлении знака, распределять бродяг и поступать с ними согласно с установленными о них в Уставе о Паспортах и Беглых правилами (Т. 14), с тем однако же, чтобы те бродяги, которые на основании означенных правил подлежат отдаче в солдаты, прежде поступления их в войска, были, по точным словам Высочайшего повеления, объявленного в приказе Военного Министра 9 Января текущего года, отправляемы: имеющие от роду 17 до 25 лет включительно — на испытание в исправительные отделения, учрежденные при гарнизонных батальонах, а старее 25 лет в крепостные арестантские роты, и в войска переводимы были… тогда только, когда начальство арестантских рот удостоверит, что они в поведении надежны и достойны служить в рядах армии.
5. Если пойманы будут бродяги, имеющие уже упомянутые знаки, то поставив новые ниже первых, отсылать сих людей, для наказания за побег, в то место или ведомство, откуда они бежали; а в случае сокрытия сего ими судить и подвергать их наказанию как дезертиров за то число побегов, какое они совершили.
6. Когда же задержанный бродяга, называющий себя непомнящим родства, будет по обстоятельствам дела или по собственному показанию приличаться в уголовном преступлении и в следствие того потребуются… предварительные о нем разыскания; то в ожидании окончания сих разысканий не содержать его в тюрьме, а отсылать немедленно в ближайшую арестантскую роту для самых тяжких в оной работ, под строгим надзором, и с тем вместе возлагать на губернское начальство той губернии, где сия рота находится, производство всей дальнейшей переписки касательно собрания справок и учинения исследований о таком бродяге.
7. Как клеймение, так и наложение знаков (ст. 1, 2 и 3) производить по постановлениям Губернских Правлений в той губернии, где означенные беглые задержаны, и для сего употреблять одного из состоящих при Врачебной Управе фельдшеров, в присутствии чиновника полиции, Уездного Стряпчего и врача, ответствующего за правильное наложение клейм и знаков.
8. Распоряжение о заготовлении упомянутых клейм и знаков, а равно и состава для натирания оных на теле и о рассылке как клейм и знаков, так и означенного состава ко всем Начальникам губерний и областей предоставить Министру Внутренних Дел. Потребные для сего издержки обратить на счет тех же сумм, на кои вообще заготовляются орудья наказания.
9. Относительно самого образа употребления инструментов для клеймения и наложения знаков, а равно состава для натирания, дать от Министерства Внутренних Дел надлежащее кому следует наставленье.
(на фото слева — трижды бежавший каторжник, на фото справа — бродяга, не помнящий родства. Нерчинск, 1891 год)