Велошеринг докатился до самокатов
«Смарт Групп» нарастила количество прокатных велосипедов в Петербурге до тысячи
«Смарт Групп», возобновившая городской велопрокат в мае 2020 года под брендом SmartBike, увеличила количество техники в сети. В 2021 году компания может поставить в город еще 500 велосипедов. Однако динамичное расширение ограничивается дефицитом инфраструктуры: для велосипедов в городе не хватает парковок. Смольный сам их не устанавливает, поэтому в парковки вкладываются частные игроки рынка — об этом «Смарт Групп» договорился с сервисами кикшеринга Whoosh и Molnia. На фоне дополнительных инвестиций тарифы велопроката выросли на 20%.
Планы расширения сети напрямую зависят от возможностей инфраструктуры, заявил “Ъ” генеральный директор компании Руслан Каврюков. По его оценке, каждые 500 велосипедов требуют около 250 новых парковок. Установку общегородских велопарковок необходимо согласовывать с районными администрациями и комитетом имущественных отношений (КИО). Однако согласование этого процесса занимает недели, а это ценное время в условиях сезонности работы, добавляют в компании.
По оценке «Смарт Групп», сейчас в городе не хватает около 300 велопарковок. В КИО подано почти 150 заявок на их установку. Дополнительные парковки уже установлены в Крестовском парке и рядом с «Севкабелем». Стоимость одной парковки составляет около 15 тыс. рублей, но затраты на них поровну также разделили Whoosh и Molnia (сервисы аренды электросамокатов). «Мы действительно разделили объем на три компании и вложились в парковки. Самокаты могут приравнять к велотранспорту, и тогда пристегивание к велопарковкам станет обязательным. Пока их нет, мы временно пристегиваемся к металлическим ограждениям. В городе парковок недостаточно, если сам город делать этого не хочет — значит, бизнес будет это делать. Какие еще варианты?» — прокомментировал ситуацию “Ъ” генеральный директор ООО «Электрошеринг» (бренд Whoosh) в Петербурге Евгений Мутовкин.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) разработал типовую форму заявки в КИО на получение разрешения для использования земельных участков с целью размещения велопарковок, сообщили “Ъ” в ведомстве. В адрес районных администраций также направлены обращения с просьбой провести работу с собственниками объектов недвижимости, у которых размещены велопарковки, в части разрешения их использования для размещения велосипедов сервисов аренды, добавили там. Еще в июне власти обещали договориться с сетью «Велогород», развивавшей прокат в предыдущие годы, чтобы демонтировать их парковки для установки общегородских, это сократило бы время получения разрешений. Однако процесс до сих пор не завершен. Теперь в КРТИ уверяют, что демонтажом займется сам город в лице комитета по контролю за имуществом.
Кроме долгого бюрократического процесса, «Смарт Групп» также столкнулась с неприятием сервиса крупными частными компаниями. Так, парковки, установленные у магазинов X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), торгового центра «Охта Молл», стадиона «Газпром Арена», были либо демонтированы, либо заблокированы. А сеть гипермаркетов «Лента», по данным “Ъ”, предложила вносить ежемесячную плату в размере 5 тыс. рублей за размещение общегородской парковки на своей территории. В компаниях объясняют это противодействие тем, что «Смарт Групп» использует территорию в своих коммерческих интересах. Господин Каврюков, в свою очередь, подчеркивает, что общедоступные велопарковки предназначены не только для пользователей SmartBike, кроме этого, велосипедисты, приехавшие на прокатной технике к магазину или другому объекту, чаще всего являются их клиентами, что лишь способствует развитию обоих участников. «К сожалению, мы наблюдаем недальновидный и несолидный подход некоторых участников рынка в вопросе создания городской мобильности»,— заключает он.
КРТИ направил обращение собственникам недвижимости, где подчеркивал, что в законах отсутствуют какие-либо ограничения на допуск к использованию велопарковок в зависимости от наличия права собственности на велосипед (личный или прокатный). Впрочем, заявления чиновников не оказали влияния.
ООО «Смарт Групп» зарегистрировано в мае 2016 года. 100% в капитале компании принадлежит Евгению Гарбузову. Выручка в 2019 году сократилась более чем в три раза, составив 28,4 млн рублей, чистый убыток за этот период — 4,5 млн рублей против прибыли годом ранее.
Сейчас в сервисе SmartBike зарегистрировано более 50 тыс. пользователей, уточнили в компании. Для сравнения, аудитория «Велогорода» за пять лет работы составила 200 тыс. пользователей. В середине июля «Смарт Групп» повысила базовый тариф на 20% — с 50 до 60 рублей за 30-минутную аренду велосипеда (далее 5 рублей в минуту). В компании объясняют рост цен необходимостью закупки новых парковок, автотранспорта и расширением штата. Цена сезонного абонемента осталась прежней — 3,5 тыс. рублей. Также появились четыре новых тарифа: «Прогулка» (2 часа проката за 390 рублей), «Марафон» (4 часа за 696 рублей), «Белые ночи» (7 часов за 630 рублей в ночное время) и «Мосты» (4 часа за 396 рублей в ночное время). В Москве суточный абонемент с возможностью бесплатного проезда в течение 30 минут стоит 105 рублей. Однако столичная сеть «Велобайк» (развивает ВТБ) дотируется из бюджета мэрии, в 2019–2021 годах на это заложено 743,1 млн рублей.
Первоначальные инвестиции «Смарт Групп» в петербургский проект составили около 50 млн рублей, сообщали в компании ранее. Непредвиденные расходы в виде закупки велопарковок, а также влияние пандемии во время первых месяцев работы проката отразились на бизнес-плане, признают инвесторы. «Ни о каком возврате инвестиций сейчас речи не идет. Окупаемость проекта займет годы с учетом отсутствия субсидии со стороны правительства Петербурга»,— подчеркивает господин Каврюков.