Падение на взлете
Аэропорт Стригино из-за пандемии коронавируса потерял больше половины пассажиров
Пассажиротопок аэропорта Стригино в первом полугодии 2020 года рухнул на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В первые месяцы пандемии коронавируса было закрыто сообщение между регионами и отменены международные полеты, которые до сих пор не возобновились. Туроператоры считают, что, несмотря на интерес туристов к отдыху на черноморском побережье Кавказа и в Крыму, говорить о восстановлении рынка нельзя. Эксперты в авиаотрасли полагают, что благодаря мерам поддержки от государства многие игроки избежали банкротства, но самое сложное время для перевозчиков и аэропортов наступит во второй половине августа.
В первом квартале 2020 года пассажиропоток аэропорта Стригино снизился на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С 1 января по 31 марта через воздушную гавань по внутренним направлениям отправились 147,6 тыс. пассажиров, по международным — более 26 тыс. Во втором квартале пассажиропоток на внутренних линиях упал до 29,4 тыс., на международных — до 1 тыс.
Таким образом, по итогам первого полугодия из-за введенного режима самоизоляции, ограниченного сообщения между регионами и закрытых границ пассажиропоток аэропорта Стригино в целом снизился на 58% по сравнению с периодом с января по июнь 2019 года.
В общей сложности за этот период по внутрироссийским направлениям воздушная гавань отправила 177 тыс. человек, что на 82,47% больше, чем в прошлом году (рост с января по июнь 2019 года к аналогичному периоду 2018-го составлял 28,6%). Международными рейсами за полгода воспользовались 27 тыс. человек, тогда как в прошлом году — 128,5 тыс. пассажиров (рост с января по июнь 2019 года к аналогичному периоду 2018-го составил 5,3%).
Сейчас в аэропорту наблюдается рост пассажирских перевозок по сравнению с показателями предыдущих месяцев, сообщило руководство аэровокзала, но динамику не раскрыло. Росту перевозок способствует начало работы новых перевозчиков на курортных направлениях, рассказали в аэропорту. Сейчас на юг отправляется до семи рейсов в сутки в зависимости от дня недели, еще семь рейсов летают в аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, из Нижнего Новгорода можно улететь в Новосибирск, Пермь, Норильск, Белгород, Краснодар, Самару, Ростов-на-Дону и Казань.
Генеральный директор туристической компании «Роза ветров» Мария Свиридова считает, что, несмотря на полную загрузку Крыма и черноморского побережья Кавказа говорить, что турпоток восстановился полностью, нельзя: «Обычно с конца апреля в разные страны мира начинали летать чартеры, сейчас этих полетов нет. Очень популярным направлением была Турция, и мы рассчитывали, что ее откроют в июле-августе, но этого не произошло. Хотя наши клиенты оставляют свои контакты, чтобы, как только направление откроется, мы им позвонили и сделали предложение по туру. Мы немного продаем черноморское побережье Кавказа, потому что все хорошие места там уже закончились».
Экскурсии стоят на паузе, так как многие регионы не вышли из первой стадии ограничений, как, к примеру, Нижегородская область, что создает неудобства для туристов. Кроме того, люди сидели без работы с марта, и у многих просто нет денег», — поясняет госпожа Свиридова.
По ее мнению, установка властей на развитие внутреннего туризма не поможет туристическим операторам и авиакомпаниям компенсировать потери. «Направления в Хакасию, на Байкал или Алтай являются специфическими, потому что культурной составляющей здесь немного, это больше активный туризм для молодой аудитории. Тем людям, которые привыкли покупать туры на Средиземноморье с all inclusive, эти направления не интересны еще и потому, что комфортабельных средств размещения там очень мало. Несмотря на поддержку местных властей, чартеры в Хакасию грузятся плохо. На мой взгляд, чтобы развивать направления внутреннего туризма, программу нужно готовить загодя и рекламировать ее туристическим агентствам. Поскольку эти направления нам знакомы плохо, мы не рвемся предлагать их клиентам. Кроме того, я считаю, что нельзя насильно прививать любовь к путешествиям по России, закрыв границы», — рассуждает Мария Свиридова.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что отчасти потери авиаперевозчикам и аэропортам от снижения пассажиропотока компенсируются государством: «Было выделено 10 млрд руб. на поддержку аэропортов и 23 млрд руб. для авиакомпаний. Им доводят компенсации за недополученный пассажиропоток — учитывается разница между показателями предыдущего года и нынешними. Это позволяет в незначительной степени возместить потери, которые понесли авиакомпании и аэропорты. И можно считать, что благодаря этому никто из перевозчиков не покинул рынок, хотя были случаи приостановки деятельности». Существенной мерой поддержки, по словам господина Пантелеева, стала отмена НДС на межрегиональные перелеты, за исключением полетов из Москвы, а также на полеты в Калининград и Симферополь, в том числе из столицы.
«Безусловно, НДС — это одна из важнейших экономических составляющих для авиакомпаний. И отмена НДС сейчас позволяет перевозчиков выживать, и те тарифы на внутреннее авиасообщение, которые, как мы видим, по некоторым направлениям ниже, чем в прошлом году, установлены благодаря этому», — считает Олег Пантелеев.
Однако, по его мнению, самая трудная пора у авиакомпаний и аэропортов впереди. «Сложный период наступает во второй половине августа. Традиционно в это время у авиакомпаний происходит кассовый разрыв, поскольку большинство туристов возвращается домой, и авиакомпании выполняют максимально интенсивную программу полетов за пару недель. Поток возвращающихся туристов высокий, а поток выезжающих иссякает, и продажи полетов наперед минимальны. Тратят компании больше денег, а поток поступающих средств заканчивается. И в этом году из-за пандемии ситуация осложняется тем, что, возможно, будет вторая волна коронавируса, поэтому планировать отдых сложнее, а международного сообщения по-прежнему нет. По совокупности этих факторов самое тяжелое время для авиаотрасли наступит в конце августа», — полагает эксперт.