Справка с собой или тест на месте
Франция будет проверять на коронавирус въезжающих в страну
Премьер-министр Франции Жан Кастекс посетил главный аэропорт страны — парижский Шарль де Голль — и сообщил, что с 1 августа доступ на территорию страны станет возможным для пассажиров еще из 16 стран. В дополнение к «зеленому списку», куда входят страны, сообщение с которыми уже разрешено, введен «красный список», включающий в себя в том числе США, Бразилию и Израиль. Пассажиров из этих стран будут принимать только при наличии у них справки об отрицательном тесте на коронавирус или после прохождения ими такого теста в месте пересечения границы. Россия, правда, и в этот список пока не попала. Правительство разрывается между желанием открыть страну и стремлением обезопасить ее, и это едва ли возможно примирить, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Премьер-министр Франции предупредил, что тесты на границе станут обязательными не позже 1 августа, а то и раньше. С этого момента въезд на территорию страны станет возможен только по предъявлению свежей (не старше 72 часов) медицинской справки об отсутствии коронавируса. В идеале эти тесты должны проводиться в странах отправления, и не прошедшие их не должны допускаться на борт самолета. Однако, как признал Жан Кастекс, «в некоторых странах не существует стратегии тестирования, и доступ к анализам затруднен»: «В связи с этим мы решили сделать обязательными тесты по прибытии».
Новый порядок будет введен во всех международных аэропортах, не только в Руасси-Шарль де Голль, но и в Орли, а также в Марселе, Тулузе, Лионе, Ницце.
Это тем более станет правилом в морских портах, где путешествие иногда длится несколько суток и сертификат в 72 часа может быть просрочен.
Речь идет о тестах ПЦР, сигнализирующих о присутствии в организме вируса. Их можно сделать быстро, почти в полевых условиях, и получить результат в течение нескольких часов. Тесты, говорящие об иммунном ответе организма, оставлены для больниц, поскольку на ранних стадиях заболевания они не определяют присутствия антител. По ним можно скорее определить, переболел ли человек коронавирусом раньше.
Однако использование тестов ПЦР на границах имеет множество недостатков. Главный из них — прибывший в страну потенциальный носитель вируса хотя и обязан сделать тест, но не обязан дожидаться его результатов, чтобы пересечь границу. Ему надо лишь оставить при проверке адрес электронной почты и зарегистрированный на французской территории номер телефона. Туда и придут результаты анализа в том случае, если он окажется позитивным. Дальнейшие действия — отчасти на совести больного.
Правительство говорит о необходимости карантина при позитивных результатах теста, но пока не упоминает ни правовых для этого оснований, ни технических условий прохождения.
С одной стороны, это делает новую процедуру проблематичной, но с другой — несколько месяцев назад в ситуации чрезвычайного санитарного положения правительство очень быстро ввело систему контроля, не без прорех, но действующую. Вот и сейчас министр здравоохранения Оливье Веран, который вместе с министром транспорта Жан-Батистом Джеббари сопровождал премьера в его поездке и импровизированной (а на самом деле явно подготовленной) встрече с прессой, попытался набросать контуры нового механизма контроля. Если несколькими неделями раньше господин Веран говорил, что тесты для прибывших остаются добровольными — мол, «невозможно заставить кого-либо пройти тест» — на этот раз он был более категоричен. Он объяснил, что, если у проконтролированного в аэропорту пассажира будет выявлен вирус, «региональное агентство здравоохранения свяжется с ним и проконтролирует прохождение карантина. Если же кто-то захочет уклониться, префект примет индивидуальное решение о лишении его свободы передвижения».
Вторая проблема — сам набор «условно открытых» направлений.
В список 16 стран, где «коронавирус циркулирует особенно сильно», включены США, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Панама, Южная Африка, Кувейт, Катар, Израиль, Бразилия, Перу, Сербия, Алжир, Турция, Мадагаскар, Индия и Oман.
Специалисты удивляются, почему в нем не значатся, например, Мексика, ситуация в которой далека от идеальной, или, например, Тунис. Почему закрыта Сербия, но открыта Черногория — и так далее.
Третья проблема — недостаток тестов. Сейчас в неделю в стране проводится 350 тыс. анализов, их количество можно будет увеличить до 400 тыс., но это еще далеко от обещанной Оливье Вераном цифры в 700 тыс. Нужны медики, способные взять пробу, и лаборанты, ее обрабатывающие. К тому же врачи указывают на возможность ошибки в тестах и требуют более жесткой процедуры контроля. «Если кого-то тестируют по прилете,— пояснил Franceinfo начальник инфекционного отделения парижского госпиталя Питье-Сальпетриер Эрик Коме,— тест не покажет, не заразился ли он на борту самолета или в аэропорту... Инфекция проявляется через несколько дней». По его мнению, нужно ввести обязательный двухнедельный карантин для прибывающих, в течение которого раз в три или пять дней тест будет повторяться. Только при этих условиях эпидемиологический заслон в аэропортах сработает.
Правительству предстоит разрешить головоломку.
Вирус не побежден: в мире болеет более 15,8 млн человек, почти 700 тыс. погибло. Во Франции число заразившихся вновь растет, причем более широким тестированием это не объяснить — количество выявленных заболеваний выросло за неделю на 27%, хотя тестов стали делать больше только на 3%.
Однако, невозможно вечно держать на замке границу с Северной и Южной Америкой, нельзя прервать сообщение с важными партнерами на Ближнем Востоке и тем более со странами Северной Африки, традиционно связанными с Францией. Например, Алжир попал в «красный список», но количество французов с двумя паспортами и алжирцев с французским видом на жительство слишком велико, чтобы остановить перемещения.
Премьер-министр Кастекс специально подчеркнул, что введение нового списка не даст право любому американцу, алжирцу или бразильцу свободно приехать во Францию по долгосрочной визе или в рамках безвизовых соглашений, даже обложившись медицинскими справками. Для этих 16 стран «граница остается закрытой и разрешены переезды лишь французских граждан, а также людей, постоянно проживающих во Франции». Вероятно, тестирование в аэропортах этого ограниченного контингента прибывающих само станет своеобразным тестом — возможно ли в принципе спасти хотя бы ограниченную свободу передвижения в мире с не побежденным COVID-19. Если санитарные меры в аэропортах докажут свою эффективность — можно ждать расширения «зеленого» и «красного» списков и включения в них России.