На банкетах становится тише
Кейтеринговые компании перепрофилируют бизнес
Оставшиеся без корпоративных заказов и праздничных мероприятий из-за пандемии COVID-19 участники рынка кейтеринга начали трансформацию бизнеса. Так, агрегатор Catery и служба сети «Андерсон» занялись доставкой обедов в офисы, а «Хлеб насущный» организовал производство полуфабрикатов, которые продает через интернет. Разразившийся кризис носит долгосрочный характер, и логично, что компании адаптируются к изменениям, но часть их проектов может не выдержать высокой конкуренции, считают эксперты.
Кейтеринговый агрегатор Catery (среди инвесторов — «Газпром-медиа») перепрофилирует бизнес под доставку корпоративных обедов, сообщил “Ъ” представитель компании. Проект запущен в Москве и Подмосковье, к нему подключено более 20 партнеров, среди которых «Азбука вкуса», Subway, Prime, «Вьеткафе», «Город-сад» и пр. Минимальная стоимость обеда из трех блюд — 120 руб., средний чек — 2,5 тыс. руб. По прогнозам Catery, новое направление через год будет приносить компании до 30% от всей выручки.
Как и другие сегменты общественного питания, рынок кейтеринга сегодня переживает глубокий кризис, вызванный ограничениями в связи с пандемией COVID-19.
Если в 2019 году емкость российского рынка кейтеринга (без школьного питания и питания в самолетах) превысила 60 млрд руб., то по итогам этого года может сократиться примерно до 25 млрд руб., прогнозирует гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Сеть кафе «Андерсон» также переориентировала кейтеринг на доставку корпоративных обедов. «Эта служба взяла на себя разработку специального меню, координацию производства и логистику»,— рассказывает основательница компании Анастасия Татулова. По ее словам, «Андерсон» не планируют вкладываться в кейтеринг как минимум до конца года. Основной бизнес в этом сегменте приходится на деловые встречи и офисные мероприятия, число которых сократилось из-за пандемии, указывает представитель сети «Хлеб насущный» Алексей Панов. Чтобы нагрузить освободившиеся мощности, компания перестраивается на продажу полуфабрикатов, мороженой выпечки, продуктовых наборов и пр. через собственный интернет-магазин. «Конечно, продажи не компенсируют пока выручку кейтеринга, но мы ожидаем рост оборотов в новом направлении»,— рассказывает Алексей Панов.
Разразившийся кризис носит долгосрочный характер, и логично, что специализировавшиеся на кейтеринге компании страхуются и ищут новые рынки, говорит исполнительный директор RestCon Андрей Петраков. Но эксперт сомневается, что все подобные проекты будет востребованы.
«В крупных офисах есть свои столовые, в небольших — люди предпочитают брать еду с собой»,— говорит он.
Кроме того, из-за связанных с COVID-19 ограничений многие до сих пор работают из дома, а не из офиса, добавляют в Delivery Club.
Емкость рынка бизнес-ланчей сильно сократилась, и сам сегмент перенасыщен, поэтому кейтеринговым компаниям будет сложно конкурировать с ресторанами, которые резко расширили предложение, торговыми автоматами, сервисами по доставке и пр., подтверждает Михаил Бурмистров. По его словам, кейтеринг был хорошо востребован на крупных праздничных мероприятиях, например свадьбах, «но в этом году многие перенесли торжества на осень и зиму, а другие совсем отказались от праздников».
Возвращения сопоставимых оборотов в кейтеринге к докризисным показателям Алексей Панов и Анастасия Татулова ожидают не раньше следующего года. Господин Бурмистров согласен, что восстановление рынка начнется в течение 2021 года, но только если не будет новой волны распространения COVID-19 и сопутствующих ей ограничительных мер. На 2021 год планируется много деловых мероприятий, которые были перенесены из-за пандемии, и может сработать отложенный спрос, прогнозирует он.