Порты дороже денег
Развитие Корсакова оценили в 90 млрд рублей
В правительстве возобновили дискуссию о развитии южносахалинского порта Корсаков. К августу планируется рассмотреть выкуп в интересах Сахалина контрольного пакета крупнейшего стивидора в Корсаковском порту, который к 2025 году планируется расширить, потратив на это 90 млрд руб. и заметно увеличив его мощности за счет контейнеров, генгрузов и морепродуктов. Источники “Ъ” на Дальнем Востоке и эксперты сомневаются в реалистичности этих планов.
Как стало известно “Ъ”, к началу августа Сахалинская область совместно с АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» (АПИ), а также Дальневосточным фондом развития должны предоставить в правительство документы по реализации проекта «Логистический технопарк (Корсаковский порт)». Поручение дано вице-премьером, полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым по итогам совещания от 30 июня (копия протокола есть у “Ъ”). Они же должны подготовить план мероприятий по консолидации контрольного пакета акций АО «Корсаковский морской торговый порт» (КМТП) в интересах Сахалинской области. Кроме того, до конца ноября регион совместно с аналитическим центром при правительстве должен проработать вопрос включения проекта в комплексный план модернизации инфраструктуры.
Порт Корсаков находится на южном побережье острова Сахалин. По данным PortNews, грузооборот порта в 2019 году сократился на 0,7 тыс. тонн, до 1,76 млн тонн грузов. В порту работают шесть операторов, крупнейший из них — КМТП (контейнеры, генеральные и навалочные грузы), в первом полугодии его грузооборот превысил 800 тыс. из 830 тыс. тонн грузооборота всего порта. Порт принадлежит частным лицам, комментариев получить не удалось.
В Минтрансе “Ъ” не смогли дать комментарий, уточнив, что позиция подготавливается. В правительстве региона на запрос “Ъ” не ответили. В АПИ “Ъ” сообщили, что поручение выполняется: уже проведены предпроектные работы, есть первое понимание концепции проекта, проведено road show для потенциальных инвесторов. В ближайшее время планируется подписать с инвестором декларацию о намерениях, утверждают в АПИ. Предполагается, что порт будет находиться в региональной собственности, будут задействованы также федеральные (гидротехника) и частные инвестиции (терминалы). Предварительный объем инвестиций — более 90 млрд руб., проект будет реализован в 2020–2025 годах с выходом на полную мощность в 2030 году, сообщили в АПИ.
На базе существующего порта Корсаков (АО КМТП) предполагается строительство многофункционального порта и создание в нем точки разворота Севморпути.
Грузовая база проекта будет обеспечена в первую очередь за счет перевалки контейнеров и других видов грузов, за исключением углеводородного сырья, следующих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Россию в Европу, уточняют в агентстве. В частности, будут построены контейнерный терминал грузооборотом 600 тыс. TEU с увеличением в 2030 году до 4,5 млн TEU, универсальный терминал для генеральных грузов на 3 млн тонн в год, рыбный терминал на 1 млн тонн в год и международный грузопассажирский терминал, рассчитанный на 250 тыс. человек и 50 тыс. автотранспортных средств в год.
В апреле 2019 года глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отмечал интерес госкорпорации к участию в проекте. На актуальный запрос “Ъ” в госкорпорации не ответили.
Источники “Ъ” на Дальнем Востоке говорят, что развитие порта обсуждается несколько десятков лет, но до дела так и не дошло. На Сахалине и так много небольших, но активно работающих портов, которые обслуживают потребности региона и грузопотоки, говорит один из них. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что road show — это механизм «привлечения денег под картинки» и обычно начинающиеся с него портовые проекты еще долго ждут реализации и не имеют под собой инвестиционных обоснований.
В долгосрочной программе развития ФГУП «Росморпорт» до 2025 года увеличение мощностей Корсаковского порта к 2024 году не предусмотрено.
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что основные сомнения вызывают планы к 2030 году по перевалке контейнеров: непонятно, откуда возьмется грузовая база в 4,5 млн TEU. При этом, напоминает эксперт, это не единственный дальневосточный проект, заявляющий о подобных объемах перевалки контейнеров. На проектирование, экспертизу и согласование подобного проекта потребуется три-четыре года, еще минимум два года на строительство, в связи с чем можно ожидать, что он выйдет за 2025 год, полагает эксперт.