«Перспективы решения карабахской проблемы выглядят все призрачней»
Михаил Гуревич — о столкновении азербайджанцев и армян в Москве
Вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией перекинулся на Россию. В Москве и Подмосковье выходцы из этих стран устраивают локальные стычки, разбивают автомобили и совершают нападения на национальные кафе, рестораны и магазины. Июльское военное противостояние Азербайджана и Армении стало самым масштабным со времен их «четырехдневной войны» в апреле 2016 года, отмечают эксперты. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич предлагает обеим сторонам сменить риторику.
Лишенные возможности путешествовать по любимым тропам Закавказья москвичи, сами того не желая, стали частью главной региональной проблемы прямо у себя дома. Армянские абрикосы не пускали на рынки, в азербайджанских кафе били стекла, а сами представители диаспор молотили друг друга так, что сотрудники ФСБ были вынуждены проводить профилактические мероприятия и грозить участникам депортацией.
Нечто подобное время от времени происходит и в других странах мира, где проживают люди, бежавшие от кровавых территориальных споров в своих родных местах. Палестинцы сражаются с евреями во Франции, курды с турками в Германии, а индусы с пакистанцами — в Великобритании. И чем дольше конфликты остаются неразрешенными, тем выше градус агрессии у противостоящих сторон. Своими действиями они не только демонстрируют патриотизм и солидарность с далекой родиной, но и пытаются привлечь на свою сторону общественное мнение в государствах, давших им убежище.
Именно это сейчас происходит и в Москве. Комментирующие события армяне и азербайджанцы буквально через предложение начинают обращаться к Кремлю с призывом занять более активную позицию в регионе и положить конец конфликту. Не уверен, что выступающие верят в то, что российские власти к ним прислушаются.
К сожалению, с каждым годом перспективы решения карабахской проблемы выглядят все призрачней. Легко, конечно, обвинять в этом Москву, Анкару и даже Вашингтон, но все-таки главное препятствие миру, как обычно в таких случаях, находится не в третьих странах, а в Ереване и в Баку. Как говорят психологи, не ищите грабли снаружи — они всегда в вас. Так и в случае с Нагорным Карабахом. Национальный дискурс в обоих государствах чуть ли не целиком базируется на противостоянии друг другу. Детям с ранних лет указывают на врага-соседа, и с этим сознанием они вырастают и сами становятся родителями, учителями и политиками.
Эта бесконечная пропаганда ненависти приводит к тому, что даже сменяемость власти не позволяет найти выход из ситуации.
Как мы видим на примере Никола Пашиняна, новые лидеры могут иметь различные взгляды на экономику или социальную политику, но в главном они будут едины. Попытка разрешения конфликта может стоить им карьеры, а порой и жизни. Зато воинственные заявления с легкостью позволяют решить любые внутренние проблемы, будь то коронавирус или падение цен на нефть. Так что московским выходцам из Закавказья стоит не выяснять отношения друг с другом, а вместе требовать от лидеров своих стран перестать кормить воинственной злобой своих граждан и начать максимально прямой диалог в поисках компромисса. Возможно, к этому голосу разума присоединятся и многие москвичи, столкнувшиеся на прошлой неделе с отголосками далекого конфликта на улицах российской столицы.