Чемпионат, который надо забыть
В какую игру сыграли российские клубы после перерыва на карантин?
Самый нелепый из всех когда-либо проводившихся, футбольный чемпионат России длился в общей сложности больше года и запомнится как турнир команд, которые на заключительной стадии отбывали номер. Сказали футбольные власти «надо играть!» — и играли. Плохо подготовленные, практически немотивированные, фактически без зрителей…
Начну с того, что никаких — даже малейших — сомнений в силе сегодняшнего «Зенита» нет. Команда из Санкт-Петербурга выиграла чемпионат с огромным отрывом от соперников (их — «Локомотив», «Краснодар», ЦСКА, «Ростов», московское «Динамо», не говоря уже о провалившемся «Спартаке» — даже преследователями-конкурентами назвать язык не поворачивается), имея неоспоримое преимущество над всеми. И на коронавирусный перерыв, продолжавшийся 95 дней, уходила, к слову, на чистом первом месте.
Отсюда вопрос: а в чем был смысл возобновления чемпионата?
Игра не на равных
Так в чем, в самом деле? В поступлении доходов от болельщиков? Нет, конечно: на большинстве проведенных матчей не набиралось даже десяти разрешенных от вместимости стадиона процентов зрителей.
В получении телевизионных денег? Тоже нет: в России теледоходы клубов и премьер-лиги на исключительно низком уровне, если сравнивать их с теледоходами в Германии, Англии, Франции, Испании…
В соблюдении спортивного принципа? Вряд ли: ведь он-то как раз соблюден не был, тот же «Ростов», реально претендовавший по качеству игры, поставленной прогрессирующим тренером Валерием Карпиным, на выход в Лигу чемпионов, пострадал, в частности, из-за ставшего «событием» матча сочинских мужиков-профессионалов с ростовскими детьми. Матч этот возглавил рейтинг допущенных организаторами проведения чемпионата России запредельных глупостей.
Рискну утверждать: если бы все были и вправду равны на отрезке возобновившегося чемпионата и никого бы, нарушая правила принятого протокола о ковиде, не делали искусственным образом «равнее других», турнир непременно оказался бы незавершенным.
Многое в самом деле зависело от решений местных отделений Роспотребнадзора. Кого-то они наказывали по полной программе, заставляя соблюдать обязательный двухнедельный карантин для всех, кто контактировал с заболевшими. Кому-то делали поблажки, будто бы веря клубам, быстро сориентировавшимся и докладывавшим, что все у них в полном соответствии с пунктами протокола.
Футбольные власти не сумели заставить все клубы, после того как было принято решение о возобновлении турнира, запереться на тренировочных базах, не допускать на них посторонних, выезжать только на матчи и после них сразу же возвращаться. Мало того. Лишь у шести, как выяснилось, клубов (премьер-лиги!) есть нормальные тренировочные базы, на которых можно было создать соответствующие коронавирусной ситуации условия.
— Конечно,— сказал президент Российского футбольного союза Александр Дюков,— я очень доволен, что нам удалось возобновить сезон. Очень важное событие для российского футбола. Решение правильное. С точки зрения организации получилось не все. Но завышенных ожиданий у меня не было. Понимал, что нам всем придется учиться играть в новых условиях. Понимал, что на этом пути набьем шишки. Шишек, конечно, могло быть меньше. Но такой урок был нужен всем нам. Чтобы избежать подобного в следующем сезоне. Понятно, что полностью застраховаться от инфицирования невозможно. Надеюсь, оно не будет носить такой массовый характер. Благодарю Роспотребнадзор за сотрудничество и помощь.
Сложно, конечно, определить процент вины РФС в том, что возобновленный чемпионат превратился в собрание несуразностей, но даже их перечисление впечатляет. (К самым скандальным, напомню, относятся следующие: спорное определение победителей матчей, очень слабое судейство, неясность — и она продержалась до самого последнего дня турнира! — по поводу того, сколько команд будет играть в премьер-лиге в новом сезоне и кто появится в ней из ФНЛ.) Но факт остается фактом: именно РФС, так получается, взял на себя всю ответственность за проведение оставшихся до завершения первенства матчей, «вырвав» ее, эту ответственность, из «рук» Российской премьер-лиги.
Достаточно привести только пример, связанный с переносом матчей. По словам Дюкова, «мы (то есть РФС) даже не предусматривали даты для переносов. Резервной даты не было». «Хотелось,— говорит Александр Дюков,— чтобы команды играли, а не записывать им очки в таблицу, присуждая поражения. Я дал возможность "Сочи" и "Ростову" договориться. Им это сделать не удалось. А вот "Краснодар" и "Динамо" позже договорились». К президенту РФПЛ Сергею Прядкину у Дюкова, как он говорит, претензия «только в том, что он меня не отговорил и получилось то, что получилось».
Много нареканий в ходе «чемпионата-продолжения» вызвал уровень арбитража. После нескольких скандальных с точки зрения судейства матчей глава департамента судейства РФС Виктор Кашшаи был вынужден — ему, насколько известно, сделать это «подсказали» руководители организации — появиться на спортивном телеканале. Он попытался объяснить (а скорее оправдать) некоторые странные решения арбитров, но с его аргументами невозможно было согласиться.
Ему показали, например, эпизод из матча «Зенит» — «Локомотив», в котором защитник санкт-петербургской команды Ярослав Ракицкий сначала убрал руки за спину, а затем, выставив одну руку вперед, акцентированно отбил мяч. «Это допустимо»,— хладнокровно прокомментировал венгерский начальник российского судейского корпуса, хотя даже ученикам, только-только приступающим к обучению в школе арбитров, понятно: была игра рукой в штрафной площадке и наказание за это предусмотрено правилами — пенальти и желтая карточка нарушителю.
Телерепортеры затем продемонстрировали Кашшаи два совершенно одинаковых эпизода.
В первом из них (матч «Зенит» — «Крылья Советов») зенитовский форвард Артем Дзюба толкнул в спину соперника, тот из-за этого толчка непроизвольно сыграл рукой, и судья тут же назначил пенальти.
Во втором спартаковец Александр Соболев (матч «Спартак» — «Тамбов») слегка подтолкнул в спину тамбовского защитника и забил гол, который с помощью ВАРовцев был отменен.
По первому эпизоду Виктор Кашшаи сказал, что это был «незначительный контакт». По второму высказался так: «Правильное решение из-за этого толчка отменить гол».
Глава судейского корпуса РФС фактически поощрил тем самым своих, и без того малоквалифицированных, подопечных следовать принципу двойных стандартов: одинаковые нарушения классифицировать по-разному, в зависимости от того, надо полагать, какая команда в данный конкретный момент нуждается в поощрении, а какую стоит наказать.
Даже без ВАРа и без повторов все видели, как в полуфинале Кубка России («Зенит» — «Спартак»), скандальном еще и потому, что руководители российского футбола вместо того, чтобы провести жеребьевку, назвавшую бы по справедливости место проведения матча, волевым порядком отправили игру в Санкт-Петербург, спартаковец Соболев получил удар по лицу «зенитовской» рукой. Виктор Кашшаи, однако, поведал изумленной публике: Соболев «поскользнулся» (прежде венгр говорил о том, что спартаковец «споткнулся о землю»), «контакт с рукой был незначительным»…
А что же ВАР?
Арбитр ФИФА Михаил Семенов считает, что с появлением ВАР наши главные судьи перекрестились и перестали соображать, что они делают на поле. У них, по его словам, сразу мысль: «Если что, меня ВАР спасет. Поэтому я не буду принимать судьбоносных решений». Судьи ждут, когда им в ухо скажут: «Слушай, там пенальти. Иди, поставь».
За нарушения на Соболеве, к слову, арбитр Сергей Иванов вполне мог назначить в ворота «Зенита» два пенальти. Первый — в том случае, когда защитник хозяев поля Юрий Жирков, падая, стал тянуть рукой за футболку Соболева, помешав тому тем самым принять мяч. Второй — когда настырный спартаковский нападающий «поскользнулся» (или «споткнулся») после того, как зенитовский легионер Барриос ударил его в штрафной площадке по лицу.
«"Зенит",— констатировал генеральный директор "Зенита" Александр Медведев,— с судьями не работал, не работает и работать не собирается». И Александру Медведеву нельзя не поверить. В советские времена была замечательная история, связанная со вспышкой договорных матчей. В управлении футбола Спорткомитета СССР собрали всех тренеров команд высшей лиги и задали им два вопроса: «Существует ли в нашем футболе практика договорных матчей?» и «Ваша команда принимает участие в сговорах?». На первый вопрос все 16 тренеров ответили «да», на второй — «нет».
Так вот, дело, сдается, в том, что «Зениту» и работать с арбитрами не надо. Во-первых, команда абсолютно по всем показателям (финансовым, административным, спортивным, по уровню исполнителей) заметно сильнее прочих российских клубов. Во-вторых, в глазах некоторых судей, выходящих на матчи с участием санкт-петербургской команды, отражаются эмблемы этого клуба — от страха, как бы чего неприятного не произошло с «Зенитом», неразрывно связанным с именем нынешнего президента РФС Александром Дюковым, который девять лет был президентом санкт-петербургского клуба.
Занимательна перепалка между владельцем «Спартака» Леонидом Федуном и генеральным директором «Зенита» Александром Медведевым, случившаяся после полуфинального кубкового матча.
— Хочу сказать спасибо ребятам,— заявил Федун.— Они бились. Не остановились после липового пенальти (его можно было дать при большом желании, вот его и дали), после не засчитанного гола. Команда билась. «Спартак» был ничуть не хуже дутого чемпиона. А в Лиге чемпионов они огребут. У меня нет никакого сомнения. Поскольку не будет судейской поддержки.
— Про судейство,— ответил Медведев,— это вообще ерунда. Обсуждать работу рефери — последнее дело, когда уже нет других аргументов. Играть надо! Кстати, есть исследование, что ошибки арбитров дали «Спартаку» восемь дополнительных очков. Где бы клуб был без них? По-моему, в зоне вылета. Это не наше исследование, его легко найти в интернете. Там проанализированы все судейские ошибки. По этим же данным «Зенит» недобрал четыре очка.
Так и хочется спросить: а это футбол? Или какая-то другая игра?
Странными, надо сказать, выглядят не только объяснения Виктора Кашшаи. Странным, на мой взгляд, стоит считать вообще приглашение бывшего арбитра, отметившегося в свое время многочисленными ошибками в серьезных международных матчах. Стоит напомнить: Украина — Англия на чемпионате Европы 2012 года, например, когда возглавляемая им бригада не засчитала чистейший гол в ворота англичан; «Реал» — «Бавария» в Лиге чемпионов с девятью ошибками в пользу мадридского клуба; «Манчестер Сити» — «Шахтер», когда Кашшаи назначил пенальти в ворота гостевой команды после того, как английский игрок Рахим Стерлинг зацепился ногой за газон и упал, в чем сам позже признался…
Ради чего, вообще говоря, руководителем российского судейского корпуса назначили иностранца? Посчитали его независимым, не связанным с реалиями нашего футбола, беспристрастным человеком? Так почему бы не пойти дальше и не попросить, скажем, известных, высокопрофессиональных организаторов футбольного дела в немецкой бундеслиге и английской премьер-лиге возглавить РФС и РФПЛ?
«Чемпионская раздевалка»
До последнего дня чемпионата не было известно, сохранится на следующий сезон состав премьер-лиги или все же будет ротация — вместо двух аутсайдеров войдут два представителя первого дивизиона, турнир в котором так и не был доигран, а победители назначены волевым решением руководства лиги и одобрены РФС? В последний момент выяснилось: ротация все же состоится.
— «Химки»,— вздохнул с облегчением Александр Дюков,— подтвердили свое участие в премьер-лиге, направили письмо-заявление. А устные высказывания, заявления руководителей «Химок», которые этому предшествовали, всех дезориентировали. Это, конечно, ненормально. Добавили нервозности. Нужно подумать, какие изменения надо внести в регламент, чтобы такие ситуации не повторялись.
Феноменальное заявление, такого я за все годы наблюдения за отечественным футболом не припомню, сделал, поспособствовав тем самым «добавлению нервозности», главный тренер «Химок» Сергей Юран. «Я,— сказал он за несколько дней до завершения турнира в премьер-лиге,— хочу сделать заявление. Сейчас все задаются вопросом, где "Химки" будут играть в следующем сезоне? Отвечаю. В последнее время мне поступила информация из нескольких источников. Почему нам мешают зайти в РПЛ? Оказывается, как мне говорят источники, наше место в премьер-лиге якобы уже продано! И деньги лежат на депозите. Поэтому я хочу обратиться к РФС и к прокуратуре Московской области, чтобы они взяли эту ситуацию на контроль!» Спустя трое суток после этого из ряда вон выходящего заявления и было объявлено: «Химки» в следующем чемпионате будут играть в премьер-лиге…
Обмены колкостями между тренерами, игроками, клубными руководителями (история с Федуном и Медведевым — тому пример) становятся привычным для футбола явлением. Их позиционируют как составную часть шоу, которым будто бы является футбольное действо. Но «Зенит», на мой взгляд, перешел все границы допустимого. Из клубной раздевалки был показан видеосюжет, который, разумеется, могли увидеть дети (да и увидели, конечно): Дзюба и Азмун имитировали половой акт между особями мужского рода. «Они,— неуклюже попытался объяснить непотребство не кто-нибудь, а генеральный директор "Зенита" Александр Медведев,— дурачились. Это чемпионская раздевалка: в ней царит бесшабашная, отвязная атмосфера, парни все время подкалывают друг друга и делают миллион других провокаций… Это не место для скучных моралистов и чопорных блюстителей приличий». И сам, объясняя, скатился до уровня ниспровергателей приличий. «Будем считать,— сказал Медведев,— что Дзюба намекал, что будет со "Спартаком" в кубковом матче».
И стоит ли после такого удивляться поведению генерального директора «Локомотива» Василия Кикнадзе, показавшего во время матча болельщикам своего клуба… средний палец?!