Пять в уме
Дмитрий Стефанович — о том, каким мог бы быть многосторонний режим контроля над вооружениями
В Вене в понедельник стартовали межведомственные консультации между Россией и США по стратегической стабильности. Российско-американский диалог в этой области впервые за последние годы выглядит достаточно интенсивным. И хоть от переговоров в австрийской столице вряд ли стоит ожидать серьезных прорывов, но, возможно, стороны хотя бы начнут немного лучше слышать и понимать аргументацию друг друга.
Научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович
Фото: Личный архив Дмитрия Стефановича
Целевая задача по превращению двухсторонних консультаций в трехсторонние остается краеугольным камнем американских подходов и камнем же, но уже преткновения в смысле перспектив достижения каких-то соглашений по линии Москва—Вашингтон. Это противоречие нашло отражение и в официальных пресс-релизах: если Государственный департамент США акцентировал значение встреч рабочих групп в контексте выхода на трехсторонние форматы (с подключением Китая), то МИД России подчеркнул двухсторонний характер мероприятий в Вене.
Вместе с тем попытки США втянуть Китай в режим контроля над вооружениями приоткрывает путь к одной из целей, которую еще несколько лет назад поставила перед собой Россия: переводу контроля над ядерными (а в идеале — и неядерными) стратегическими вооружениями в многосторонний, а точнее в пятисторонний формат.
Единственное принципиальное отличие китайских товарищей, с одной стороны, и франко-британских союзников США, с другой,— а именно на него напирают американские коллеги — это долгосрочные тренды развития ядерных сил. Китай постепенно наращивает качественный и количественный состав всей ядерной триады. Франция совершенствует средства доставки имеющегося ядерного арсенала в рамках своей диады из баллистических ракет подводных лодок и крылатых ракет ударной авиации. А в Великобритании продолжается сокращение — опять же, при параллельном качественном развитии ее ядерных сил.
И все же, даже в рамках существующих потолков по Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), особенно в части развернутых стратегических средств доставки ядерного оружия (не более 700 при фактических 485 по состоянию на март 2020), имеющийся франко-британский арсенал (в сумме порядка 400 развернутых «стратегических» боезарядов) является весьма серьезным фактором.
Но в качестве контраргумента США и НАТО наверняка заявят о российском арсенале «нестратегического» ядерного оружия и угрозе со стороны китайских ракет средней и меньшей дальности, так что «в лоб» такое уравнение не решить.
Структурную асимметрию ядерных арсеналов «пятерки» можно попытаться обойти путем поиска относительно «похожих» элементов. Один из таких элементов — морская составляющая. Стратегические подводные ракетоносцы с баллистическими ракетами стоят на боевом дежурстве во всех пяти странах. Более того, например, Великобритания считает эту составляющую стратегических ядерных сил достаточной для обеспечения ядерного сдерживании.
Конечно, и здесь есть различия, начиная с четырех типов ракетоносцев и минимум трех типов баллистических ракет в России против единой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) Великобритании и США. Правда, надо отметить и традиционную рассинхронизацию ядерной модернизации, так что не исключено, что в среднесрочной перспективе уже у западных партнеров будет смесь снимаемых с боевого дежурства «ветеранов» и не в полной мере боеготовых представителей нового поколения ПЛАРБ. При этом опять же особое положение у Китая, который ведет активную «догоняющую» работу и по подлодкам, и по баллистическим ракетам для них.
Но это, что называется, «заклепки», а что с политикой и дипломатией?
Как представляется, несмотря на перечисленные различия, «пятерка» могла бы попробовать выработать определенные меры доверия, а в перспективе и ограничения «морских» ядерных сил.
Во-первых, стороны могли бы обсудить варианты взаимных уведомлений об испытательных пусках БРПЛ, тем более подобные соглашения (разной степени детальности и «покрытия») существуют, например, между Россией и США, а также Россией и КНР.
Во-вторых, стороны могли бы попытаться договориться об ограничении единовременного числа ПЛАРБ на боевом патрулировании. Конечно, это намного более амбициозная задача, и коэффициент оперативной напряженности между странами различается.
Так, например, в России уже особо и не стесняются говорить про «боевое дежурство от причала».
Но почему бы не попробовать поискать взаимоприемлемые варианты? Тем более угроза обезоруживающего или обезглавливающего удара условными «Трайдентами» по настильной траектории с короткого расстояния воспринимается вполне серьезно, и исключить такой путь (см. «Норвежский ракетный инцидент-1995») непреднамеренной эскалации представляется весьма важной задачей для всех ядерных держав.
Наконец, до настоящего времени не ставится под сомнение заявление «пятерки» 2000 года на полях Обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия о том, что «ни одна из наших ядерных ракет не нацелена ни на какое другое государство». Технологически эта инициатива решается, вероятно, в соответствии с принятыми процедурами в каждой стране, но в части БРПЛ здесь может быть больше общего, чем различий. Соответственно, нельзя исключать варианты добровольной транспарентности в этой области, а в перспективе — и верификации такого обязательства.
С ядерным оружием мир живет вот уже 75 лет. Всеобщее разоружение, равно как и разоружающие удары великих держав друг по другу, представляется весьма маловероятным событием.
С учетом все более сложной военно-политической обстановки в глобальном масштабе нужны новые, смелые инициативы по поддержанию стратегической стабильности, базирующиеся на опыте и достижениях двухсторонних соглашений.
В связи с этим продление действующего ДСНВ является важнейшей задачей. Более того, это ключевое условие для возможного создания новых многосторонних режимов контроля над вооружениями. Идеальных соглашений в этой области не бывает, но те, что были подписаны, стали примерами эффективных совместных усилий по выработке компромиссных решений, укрепляющих безопасность всех участников. Разрушение многих из них, в свою очередь, подчеркивает утерю таких навыков, что само по себе является угрозой международной безопасности в наиболее широком смысле этого слова.
Фотогалерея
История большого взрыва
Разработка ядерного оружия стала возможна после того, как в 1938 году ученые Отто Ган (на фото), Фриц Штрассман и Лиза Мейтнер (на фото) открыли расщепление ядра урана при поглощении им нейтронов
Фото: Wikipedia
9 октября 1941 года президент США Франклин Рузвельт принял ускоренную программу по созданию атомной бомбы. 17 сентября 1943 года США начали реализацию программы, получившей название «Проект Манхэттен». Для руководства секретной лабораторией был приглашен физик Роберт Оппенгеймер (на фото), военную часть проекта курировал генерал Лесли Гровс
Фото: AP
В рамках проекта «Манхэттен» были созданы три атомные бомбы: «Штучка», «Малыш» и «Толстяк» (на фото). 16 июля 1945 года США провели первое в мире испытание ядерной бомбы. В штате Нью-Мексико тестировалась плутониевая бомба имплозивного типа «Штучка» (Gadget). Взрыв был эквивалентен 21 килотонне тротила
Фото: QuartzMMN
6 и 9 августа 1945 года США сбросили ядерные бомбы «Толстяк» и «Малыш» на японские города Хиросима и Нагасаки
На фото: бомбардировка Нагасаки 9 августа
Фото: U.S. Army
Параллельно разработка ядерного оружия велась и в СССР. В 1939–1940 годах советские физики Юлий Харитон (на фото) и Яков Зельдович впервые рассчитали цепную реакцию деления урана. В 1945 году Юлий Харитон вошел в специальный комитет по использованию атомной энергии, занимавшийся изучением ядерного оружия. В закрытом городе Сарове под его руководством работали лучшие физики страны
Фото: ТАСС
Разработкой водородной бомбы в СССР занимались с конца 1940-х годов. Первую бомбу называли «слойкой Сахарова» (РДС-6с) в честь одного из ее «отцов» — Андрея Сахарова (на фото), ставшего позднее лауреатом Нобелевской премии мира
Фото: Дмитрий Бальтерманц / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Ядерные заряды малой (менее 5 кт) и сверхмалой (менее 0,8 кт) мощности начали разрабатываться в США и СССР в середине 1950-х годов. Их планировали использовать в тактическом ядерном оружии — авиабомбах, артиллерийских снарядах, торпедах, неуправляемых ракетах, фугасах. Известно, что при воздушном взрыве мощностью 0,01 кт смертельный радиус действия ударной волны составляет 150 м, проникающей радиации — 300 м
Фото: Federal Government of the United States
Четвертый и пятый атомные взрывы США осуществили на атолле Бикини в Тихом океане летом 1946 года. Операция «Перекрестки» (Crossroads) была направлена на ликвидацию кораблей-мишеней воображаемого противника. На испытаниях присутствовали делегация СССР и пресса. При подводном взрыве «Бэйкер» произошло радиоактивное заражение всех кораблей. На некоторых из них находились подопытные животные
Фото: U.S. Army
Первая советская атомная бомба РДС-1 (реактивный двигатель специальный) во многом была похожа на «Толстяка». 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинске прошло ее первое испытание. Мощность бомбы составляла 22 килотонны
Фото: Wikipedia
В 1951 году США провели серию взрывов на тихоокеанском полигоне. Операция носила название «Парник» (Greenhouse). Для того чтобы сымитировать взрывы в воздухе, объекты были установлены на высоких металлических вышках. В капсуле объекта «Джордж» впервые в истории были использованы дейтерий и тритий. Мощность взрыва составила 225 килотонн
Фото: U.S. Army
25 мая 1953 года на ядерном полигоне в Неваде был произведен первый в истории выстрел артиллерийским ядерным снарядом, получившим название Grable
Фото: Wikipedia
12 августа 1953 года на Семипалатинском ядерном полигоне в Казахской ССР прошли испытания первой в мире водородной бомбы
Фото: Кадр из видео
29 июля 1957 года в силу вступил устав Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Одним из направлений деятельности агентства является обеспечение нераспространения ядерного оружия. По состоянию на март 2022 года в организацию входило 175 стран, КНДР прекратила членство в 1994 году. В 2005 году агентство и возглавлявший его Мухаммед аль-Барадеи (на фото) были удостоены Нобелевской премии мира
Фото: AP / Lionel Cironneau
31 октября 1958 года в Женеве начались переговоры о запрете испытаний ядерного оружия. В них участвовали СССР, США, Великобритания. Одновременно вступил в силу трехсторонний мораторий на проведение ядерных испытаний
Фото: AP
1 декабря 1959 года в Вашингтоне был заключен Договор о демилитаризации Антарктики, превращавший регион в зону, свободную от ядерного оружия. Изначально его подписали 12 стран, которые вели в Антарктике научные исследования (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США). Документ вступил в силу 23 июня 1961 года, его участниками являются 54 страны
Фото: AP
30 октября 1961 года СССР провел испытания «Царь-бомбы». Ее также прозвали «Кузькина мать» после того как Никита Хрущев произнес свою известную речь. Мощность советской бомбы составила 57–58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва огненный шар раскинулся на 4,6 км, ядерный гриб поднялся на высоту 67 км, а сейсмическая волна три раза обогнула весь земной шар
Фото: Минатом
5 августа 1963 года в Москве СССР, США и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Участники обязались «запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы», если это вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами границ данного государства. В договоре участвуют 136 стран, в том числе Израиль, Индия и Пакистан. Вне документа остаются, например, КНДР, Франция, Китай
На фото: подписание договора в Кремле
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
12 июня 1968 года резолюцией ООН был одобрен Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Государства-участники обязались не передавать и не принимать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними; не поощрять и не побуждать страны к производству или приобретению такого оружия. Проверку выполнения договора осуществляет МАГАТЭ. Документ не подписали Израиль, Индия и Пакистан, в 2003 году свою подпись отозвала КНДР. Иран ратифицировал договор, но с 2004 года подозревается МАГАТЭ в его нарушении. Документ подписан 190 странами
Фото: AP / Jerry Mosey
7 декабря 1970 года резолюцией ООН был принят Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Подписан 11 февраля 1971 года СССР, Великобританией и США. Договор запрещает размещать такое оружие на морском дне за пределами 12-мильной прибрежной зоны. Участниками договора являются 95 стран, среди них нет, к примеру, Франции, Израиля, Пакистана
На фото: студенты МГУ протестуют против ядерных испытаний Франции в пустыне Сахара в 1960 году
Фото: AP
10 сентября 1996 года ООН приняла Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Государства-участники обязуются «не производить испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы», запретить и предотвращать их, а также «воздерживаться от побуждения, поощрения» и прочего участия в проведении ядерных взрывов. Договор подписан 184 странами, ратифицирован — 168. Документ ратифицировали три государства, обладающие ядерным оружием,— Россия, Великобритания и Франция. Не подписали его Индия, КНДР и Пакистан; подписали, но не ратифицировали США, Китай, Египет, Израиль и Иран
На фото: члены индийской делегации на заседании ООН по принятию ДВЗЯИ
Фото: AP / Osamu Honda