За легальностью ТО присмотрят штрафы

Какое наказание ввели за техосмотр без аккредитации

За нелегальный техосмотр ввели уголовную ответственность. Если в результате такого обмана был причинен ущерб гражданам или государству или получен крупный доход, то нарушителю грозит штраф до 300 тыс. руб., либо арест до полугода, либо обязательные работы. Закон вступил в силу в понедельник. Аккредитацию на проведение техосмотра сейчас выдает Российский союз автостраховщиков (РСА). Он же и имеет право инициировать проведение расследования и направляет запросы в МВД.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Насколько новый закон улучшит ситуацию с фальшивыми диагностическими картами? И справятся ли страховщики с новыми проверками? Эти вопросы “Ъ FM” задал заместителю гендиректора страховой компании МАКС Виктору Алексееву: «И раньше имели место злоупотребления, когда можно было, условно говоря, купить техосмотр. Продавец-страховщик, будучи заинтересованным в продаже полиса, ведь мы не можем отследить всех своих сотрудников на местах, закрывал глаза на проверку подлинности диагностической карты. Тема подделок, формального подхода тех станций, которые, по сути, не проводили диагностику транспортных средств, привела к ужесточению этих требований. Хватит ли сил и возможностей у страховщиков? В этом я откровенно выражаю сомнения. Отследить и иметь общую информационную систему в части, касающейся диагностических карт, было бы крайне необходимо. Страховщики используют для таких проверок частных детективов. Если предусмотреть и заложить в бюджет такие проверки, то это можно сделать».

По данным Российского союза автостраховщиков, сейчас в стране работают около 5 тыс. сертифицированных операторов ТО. Только с начала этого года лицензии были отозваны или аннулированы более чем у 400 таких организаций. Вступление в силу нового закона вряд ли поможет решить проблему фальшивых диагностических карт, уверен вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко:

«80% населения получает полис либо в страховой компании при покупке без заезда на пункты ТО, либо через интернет. В карте ТО есть оговорка о том, что данная карта действительна в течение 30 дней, вы в течение этого времени должны заехать по такому-то адресу и провести техосмотр, то есть проверить соответствие вашего автомобиля заявленному. Но, как правило, этого никто не делает. Проверки ожидаются, но при стопроцентном действии этого закона у нас пунктов ТО не хватит. Очень много людей кинулись в этот бизнес, понимая, что там можно заработать, потому что здесь и продажу полисов на месте можно организовать, и ремонт какой-то краткосрочный мелкий, чтобы у тебя машину отремонтировать и сразу по второму кругу прогнать, если у тебя какие-то проблемы есть. Но из-за той ситуации, что сложилась, люди просто ездить перестали, стали это покупать в два раза дешевле, чем раньше в ГИБДД. Очень многие эти сервисы и точки действительно закрылись.

Если у нас всех проснется социальная ответственность, мы поедем с вами автомобили проверять, то, я боюсь, вы просто физически не сможете произвести техосмотр — просто такого количества пунктов нет».

В прошлом году Госдума приняла целый пакет законов о реформе техосмотра. Нововведения предлагают перевод диагностических карт в электронный вид, вводится фотосъемка самого процесса ТО, а для машин возрастом до четырех лет такой осмотр вообще отменяется. Для автомобилиста за езду без ТО предусмотрен штраф в 2 тыс. руб. Однако вступление в силу этих изменений из-за пандемии отложено до 2021-2022 годов.

Александр Мезенцев

Вся лента