Hyundai обзаводится активами General Motors
На бывший завод GM в Петербурге могут переехать модели из Калининграда
Как узнал “Ъ”, Hyundai в случае покупки старой площадки General Motors в Санкт-Петербурге может перевести туда производство некоторых моделей, выпускаемых на калининградском заводе «Автотор». Это не коснется премиальных моделей бренда Genesis, а также Hyundai Sonata, полагают источники “Ъ”. Смысл сделки заключается в использовании уже готовых мощностей сварки и окраски на заводе GM, вместо того чтобы строить их на «Автоторе» в рамках обязательств по углублению локализации. По мнению аналитиков, к сделке Hyundai могло подтолкнуть падение стоимости активов после пандемии.
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР, завод Hyundai в РФ) подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о приобретении 94,83% основных производственных средств OOO «Дженерал Моторз Авто». Речь идет о заводе General Motors в Петербурге. В Hyundai и GM подтвердили, что находятся на этапе обсуждения сделки относительно завода в Петербурге, но не раскрыли подробностей. Hyundai также рассматривала покупку площадки Ford в Ленобласти, но, как говорят источники “Ъ”, завод GM более удобно расположен.
Завод GM в Санкт-Петербурге открылся в 2008 году, инвестиции оценивались в $300 млн, мощность площадки составляла 98 тыс. машин в год. В июне 2015 года завод был законсервирован. В 2017 году автоконцерн PSA Group (Peugeot и Citroen) купил европейские активы GM, включая немецкую марку Opel и британскую Vauxhall, но завод в Петербурге в сделку не вошел. Покупкой площадки интересовалось белорусское предприятие, и ФАС даже удовлетворила ходатайство ООО «Юнисон Авто Рус», но обсуждение было свернуто.
Среди претендентов на завод также фигурировал Volkswagen, но, по словам источников “Ъ”, представители концерна лишь осматривали площадку наравне с другими.
У Hyundai в России есть собственный завод в Петербурге, где выпускаются модели Creta и Solaris, а также Kia Rio. Он работает почти на полную мощность (в 2019 году с конвейера сошло 245 тыс. машин) и теоретически нуждается в расширении. Но под эти цели рядом с заводом ХММР есть свободные площади, которые принадлежат концерну, говорят собеседники “Ъ”. Часть этих площадей уже получила «Хендэ ВИА Рус», которая построит на них завод двигателей в соответствии со специнвестконтрактом (СПИК, дает льготы в обмен на инвестиции, а также доступ к компенсациям утильсбора) ХММР. Также обсуждалась возможность локализации и коробок передач. Впрочем, источник “Ъ” отмечает, что на заводы двигателей или коробок передач необходимо около 10–15 га, тогда как завод GM занимает около 100 га. Кроме того, логично размещать их рядом с существующим производством, тогда как завод GM находится в противоположной части города.
Наиболее вероятная схема использования завода GM заключается в переводе туда части моделей с калининградского «Автотора».
Там Hyundai ведет контрактную сборку Sonata, Santa Fe, Tucson, Elantra, а также премиальных Genesis. Согласно СПИКу «Автотора», завод должен углублять локализацию и за десять лет перейти по десяти моделям от контрактной сборки к сварке и окраске. По словам источников “Ъ”, знакомых с ситуацией, договоренность об углублении локализации — переходе на полный цикл — на базе «Автотора» есть только по Hyundai Sonata, тогда как создание линии сварки под другие модели потребует строительства новых мощностей.
На заводе GM уже есть готовые линии сварки и окраски. Один из источников “Ъ” говорит, что как минимум цех покраски можно использовать при небольших дополнительных вложениях, тогда как создание его с нуля — это основная часть затрат при строительстве новой линии. «Автотор» значительно не потеряет от ухода моделей Hyundai, полагает собеседник “Ъ”, поскольку основной объем приходится на Kia. Вероятно, при переводе моделей на завод GM будут внесены изменения в СПИК ХММР или площадка будет включена в контракт «Автотора».
Собеседники “Ъ” также полагают, что перевод не коснется премиальных моделей бренда Genesis, по которым экономически нецелесообразно увеличивать локализацию, а также Hyundai Sonata, так как по ней уже достигнуты договоренности о создании линии сварки.
За счет углубления локализации (возможно, в более короткие сроки) ХММР получит доступ к большему объему компенсаций утильсбора, что положительно скажется на экономике. В «Автоторе» возможный перевод моделей не комментируют.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет достаточно логичным возможный перевод моделей Hyundai на завод GM. Аналитик полагает, что готовность Hyundai к покупке мощностей в кризис может объясняться тем, что активы сейчас дешевле, чем до пандемии. Кроме того, все надеются на V-образное восстановление экономики в силу внешней природы шока, заключает он.